
Председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Андрей Кожемякин настаивает на немедленном принятии закона "О прокуратуре" (№ 3541) и призывает новоизбранного Генпрокурора Виталия Ярему способствовать в этом вопросе. Об этом он заявил сегодня на брифинге, подчеркнув, что эта инициатива поддержана Президентом Украины, который заявил о необходимости немедленного рассмотрения и принятия данного законопроекта с целью приведения украинской прокуратуры к европейским стандартам.
По словам Кожемякина, Комитет провел всю необходимую работу по подготовке указанного законопроекта, в частности, рассмотрены 886 поправок, из которых 266 были учтены.
Также Комитет получил и заключение Совета Европы по данному законопроекту:
"Подготовку проекта закона о прокуратуре для его принятия Верховной Радой Украины можно только приветствовать. Законопроект, доработанный на базе проекта Закона, принятого в первом чтении в ноябре 2013 года, является важным шагом вперед и является прогрессивным актом по сравнению с действующим законодательством, поскольку он исключает функцию общего надзора по ряду функций прокуратуры и сужает функцию представительства интересов гражданина или государства в суде в конкретных категорий дел, предусматривает расширение принципов работы прокуратуры и внедряет механизмы с целью обеспечения самоуправления в системе прокуратуры, устанавливает основу и конкретные критерии для прозрачного процесса назначения прокуроров, предусматривает основания и более совершенные процедуры для принятия мер дисциплинарного характера в отношении прокуроров.
Последняя редакция проекта Закона, одобренная профильным парламентским комитетом во втором чтении, включает в себя большинство ключевых рекомендаций Совета Европы, изложенных в Совместном заключении Директората по правам человека и Венецианской комиссии 2013 (далее - Общий вывод) и таким образом, уменьшает беспокойство, касающиеся полномочий прокурора в рамках осуществления функции представительства интересов гражданина или государства в суде, в частности, из-за уменьшения объема и удаления широких полномочий, которые напоминали остаточные элементы функции общего надзора. Кроме того, в соответствии с рекомендациями Совместного заключения в законопроекте усиленно гарантии обеспечения независимости отдельных прокуроров. Определена роль квалификационно-дисциплинарной комиссии в процессе назначения и освобождения от должности Генерального прокурора, однако, рекомендательный характер решения этого органа должен быть четко указан в проекте.
Окончательное преодоление некоторых проблемных моментов, которые остаются, должно быть осуществлено путем внесения быстрых изменений в Конституцию Украины, что обеспечит полное воплощение рекомендаций Совета Европы, в том числе ограничения функций прокуратуры рамками уголовной юстиции, устранение роли Высшего совета юстиции в процессе осуществления дисциплинарных производств в отношении прокуроров , обеспечения дополнительных гарантий независимости Генерального прокурора, включая вопросы срока его / ее пребывания в должности, процедур назначения и увольнения. Однако процесс подготовки и внесения изменений в Конституцию не должен препятствовать принятию нового Закона о прокуратуре, так как в переходных положениях Закона можно обеспечить временные решения в ожидании принятия конституционных изменений.
По сравнению с проектом, принятом в первом чтении, в доработанный проект Закона были внесены некоторые новые положения. Представляется, что эти дополнительные элементы не были введены в ответ на конкретные рекомендации Совета Европы. Например, новые положения включают в себя создание специальной прокуратуры в рамках системы органов и предусматривают механизм проведения проверок прокуроров на добродетель. Эти шаги не вызывают концептуальных возражений, но требуют дополнительного рассмотрения и лучшего формулировки, а также предсказания дополнительного гарантий для обеспечения независимости и надлежащего функционирования предлагаемых механизмов в соответствии со стандартами Европейской конвенции по правам человека. Более комплексно нужно подойти к формулировке положений, касающихся провокации взятки, чтобы гарантировать, что такие положения не противоречат праву на справедливый суд. Кроме того, некоторые из предложенных нововведений, такие как создание Государственной администрации правосудия и Национальной школы правосудия, должны быть урегулированы в более широком контексте реформирования системы правосудия, в целях обеспечения согласованности между различными аспектами реформы. В связи с этим было бы желательно усовершенствовать формулировки этих положений, если это можно сделать достаточно быстро, чтобы не задерживать принятие закона, или же относятся решения этих вопросов после принятия Закона.
Важно не откладывать процесс принятия Закона Украины «О прокуратуре» и реформы органов. Скорейшее принятие Закона является необходимым условием для начала долгожданной глубинной реформы прокуратуры в Украине, который проложит путь для преобразования органов сегодняшнего типа в современную систему прокуратуры, отвечать европейским стандартам ".
Андрей Кожемякин также добавил, что Комитет требует рассмотреть законопроект "О прокуратуре" в следующий пленарный вторник, 1 июля, первым вопросом.
Он обратил внимание на то, что в Генпрокуратуре до сих пор не произошли кадровые изменения, и на должностях до сих пор работают заместители, которые работали с предыдущим генпрокурором Пшонкой, и которые, в свою очередь, до сих пор не изменяют прокуроров в областях, которые были назначены при предыдущей власти.