30.01.2016, 22:00

Реинтеграция Донбасса: правильный выбор модели

Украинцам нужен мир, потому что тлеющая война будет истощать социально-экономические ресурсы, служить оправданием неэффективного и коррупционного управления для политиков, которые под предлогом войны будут выстраивать тоталитарные модели управления.

Украина стоит на пороге чрезвычайно сложной проблемы реинтеграции Донбасса. Такая задача потребует практического решения в том случае, если Минские соглашения все же будут выполнены – а это вполне вероятно, учитывая заинтересованность внешних игроков.<

Но легко сказать – реинтегрировать Донбасс. А хотят ли этого жители Донбасса? Да и в Киеве далеко не все готовы, например, к политической конкуренции в новых условиях. Но еще меньше людей хотят продолжения войны.

Задача реинтеграции – действительно сложная, думать над путями решения надо уже сейчас, учитывая при этом достаточно богатый мировой опыт. Об этом сказал директор Украинского Института анализа и менеджмета политики Руслан Бортник, презентуя в редакции РИА Новости Украина доклад "Как будет возвращаться Донбасс".

Проблема сепаратизма в мире

Те варианты решения проблемы Донбасса, которые сейчас обсуждаются в украинских политических кругах, вряд ли окажутся эффективными: их реализация приведет либо к замораживанию конфликта, либо к эскалации боевых действий, отметил Бортник. По его словам, происходит это по той причине, что разработчики не изучили историю вопроса: где и каким образом успешно решали подобные проблемы?

Между тем, отметил политолог, "и дальнейший успех или провал реинтеграции будет напрямую зависеть от правильности и адекватности выбора ее модели".

Правильный выбор модели можно осуществить только с учетом мирового опыта. Эксперт напомнил: проблема сепаратизма вовсе не уникальная черта Украины.

"Сегодня в мире существуют около 500 автономистских и сепаратистских движений, создавших около 100 самоуправляемых непризнанных или частично признанных государств и территорий", – сообщил эксперт, добавив, что они "занимают около 10% суши", а живут на этих территориях более 220 миллионов человек.

По словам Бортника, при этом активные боевые действия идут только на 27 таких территориях, в остальных случаях конфликты имеют статус "замороженных" или "политически решенных". И, как показывает мировой опыт, именно этап реинтеграции территорий или определения её признанного правового статуса – самый сложный и продолжительный.

Мировой опыт

Универсального рецепта "лекарства от сепаратизма" не существует, все государства, столкнувшиеся с подобной проблемой, вынуждены были создавать собственные механизмы урегулирования, исходя из особенностей конфликта, отметил политолог.

Иногда в одной стране применялись разные механизмы: от военного подавления до предоставления автономии (например, в Индонезии).

В Северной Ирландии конфликт удалось разрешить только после того, как власть пошла на переговоры с боевым крылом радикалов – а это, в отличие от украинских ополченцев, действительно были террористы, взрывавшие торговые центры… Была амнистия, стороны пошли на взаимные уступки. В результате Великобритания сохранила в своем составе Северную Ирландию, а Ирландская Республика отказалась от территориальных претензий. При этом Северная Ирландия и Ирландия провели референдумы, заручившись поддержкой большинства.

Эксперты института изучили не только способы урегулирования конфликтов, но и причины. Стоит ли говорить, что во многих случаях поводом к длительному кровопролитию стала языковая дискриминация (например, в Южном Тироле и в Стране Басков). Конечно, сыграли свою роль и экономические проблемы.

Украинский интерес

Внешние игроки будут продолжать оказывать давление на Киев с целью принудить украинскую власть выполнить минские соглашения. Западные партнеры исходят из своих интересов: у Запада появились другие проблемы, на фоне которых украинский кризис отходит на второй план… Но есть в этом и украинский интерес, подчеркнул Бортник.

"Во-первых, это достижение мира как ключевого фактора политического, правового и социального прогресса Украины", – сказал он.

По словам эксперта, совершенно ясно, что без стабильного мира Украина не способна стать в ближайшее время демократическим, правовым, социальным и процветающим государством.

"Тлеющая война будет истощать социально-экономические ресурсы, служить оправданием неэффективного и коррупционного управления для политиков, которые под предлогом военных действий будут выстраивать тоталитарные модели управления", – отметил эксперт.

Кроме того, стабильный мир означает снижение "военных" нагрузок на бюджет Украины и снижение рисков безопасности.

А возвращение под украинский контроль 16 тыс. кв. км. индустриализированных территорий Донбасса на которых проживает около 3 млн человек, сконцентрировано 10% ВВП страны, 17% экспорта, уникальный промышленный потенциал – создаст предпосылки для экономического роста. Впрочем, при условии, что права жителей Донбасса будут защищены, подчеркнул эксперт.

Победителей не будет

Всем необходимо понять простой факт: военного решения проблемы Донбасса нет, есть только политические инструменты. Бортник напомнил, что любители пострелять могли бы "изучить опыт нынешнего одесского губернатора Саакашвили и… посмотреть на карту Грузии – станет ясно, к чему приводят подобного рода решения".

А вот политический путь ведет к тому, что "Донбасс возвращается, но приобретает автономию в политико-гуманитарной сфере", отметил политолог. По его словам, следует определиться с принципами реинтеграции, и, прежде всего, понять, что "нет победителей и нет побежденных". Никто не будет навязывать свои правила игры, можно только договариваться. Только в таком случае, в случае поиска компромиссов, можно будет надеяться на длительный мир.

Еще один принцип: нужно "интегрировать не территории, а людей".

"Украина сегодня должна беспокоиться не о том, как ей восстановить контроль над границей, Украина должна беспокоиться о том, как ей вернуть доверие трех миллионов людей в Донецке и в Луганске, как вернуть хотя бы их нейтралитет", – сказал Бортник.

Он также подчеркнул, что для успеха предприятия желательно введение временного международного управления этой территорией. А затем – совместное восстановление разрушенного в ходе войны.

Необходима, по мнению авторов доклада, также "взаимная демократизация Украины и Донбасса, взаимная демилитаризация политического и медийного диалога".

Бортник отметил, что "без соблюдения этих принципов реинтеграция Донбасса просто не состоится".