10.04.2016, 17:17

Портников: С отставкой Яценюка политический кризис в стране только начинается

Марина Началова | Все новости автора

Отставка премьера не только не поможет стабилизировать коалицию и власть - она способна дать толчок к усилению недоверия к власти.

Заявление об отставке премьер-министра Арсения Яценюка можно охарактеризовать как движение в направлении выхода из политического кризиса, в котором находится наша страна. Однако на самом деле речь может идти исключительно о возможности дальнейшего углубления кризиса. Отставка премьера не только не поможет стабилизировать коалицию и власть - она способна дать толчок к усилению недоверия к власти, причем теперь это недоверие может сыграть дурную шутку уже с главой государства и правительством, за который он будет отвечать.<

Необходимо осознать, что нынешний кризис обусловлен прежде всего внутренней борьбой в лагере самих реформаторов.

Многих участников этой борьбы с точки зрения политической конъюнктуры можно понять. Можно понять лидеров политических партий, которые ориентируются на социальный запрос. Ведь они убеждены, что снижение уровня жизни населения - благоприятный момент для увеличения собственного представительства в парламенте. При этом ни само население, ни, что самое печальное, лидеры самих этих партий не способны понять, что ресурсов на повышение стандартов в стране больше нет - и не будет, пока не запустится экономика нового образца. А это означает, что любое украинское правительство вынуждено будет согласовывать свою политику с международными кредиторами.

Можно понять бывшего грузинского президента Михаила Саакашвили, который стремится реализоваться в Украине после поражения в Грузии. При этом сам Саакашвили не может правильно оценить причины своего поражения, объясняет их какой-то "спецоперацией" и не замечает, что фиаско произошло из-за отсутствия результатов в двух важнейших для Грузии (и теперь для Украины) сферах - деолигархизация и восстановлении территориальной целостности страны. Именно поэтому Саакашвили не осознает, что не знает рецепта решения этих главных проблем, без которого украинские реформы не дадут должного результата и приведут лишь к поражению реформаторов.

Но кого нельзя понять - так это президента Украины. Ради усиления собственного контроля за властными структурами этот опытный политик решился на ослабление баланса во власти и фактически отказался поддерживать кабинет до момента смены премьер-министра на собственного соратника. При этом президенту не были нужны ни досрочные выборы - его партия вряд ли может повторить свой результат в будущем, ни реванш - он и так глава государства.

В результате мы подошли к моменту отставки премьера в ситуации фактической утраты президентом общественного доверия через панамский скандал и провал нидерландского референдума. И дело даже не в том, насколько обоснованы претензии к Петру Порошенко относительно незаконности его оффшорных операций и насколько обнародование фактов из "панамского досье" повлияло на голосование голландцев. Дело в том, что потеря доверия уже есть. И в этой ситуации правительство, которое сформирует представитель БПП, будет неизбежно распространяться недоверие к фактического лидера БПП. Это произошло бы, если честно, и без панамской истории. Просто не так быстро.

Основываясь на этом, я и берусь утверждать, что политический кризис в стране не завершена с отставкой Арсения Яценюка. Политический кризис в стране только начинается с отставкой Арсения Яценюка - вот правильное определение.

Для преодоления этого политического кризиса необходимо следующее:

1. Беспристрастное и компетентное расследование ситуации с "панамским досье" при полном содействии главы государства. В ситуации, когда этим расследованием не могут заниматься ни Антикоррупционное бюро, ни Генеральная прокуратура, президент и парламент должны выступить с инициативой создания специальной комиссии по международной экспертной участием. Восстановление доверия - это не несколько газетных статей. Это правовой вывод, к которому прислушиваются как украинское общество, так и цивилизованный мир.

2. Отказ от идеи превалирования одной из политических сил в коалиции за счет других и бессовестного жонглирования рейтингами и социологическими данными ради усиления собственного контроля над властью. Президент и его партия рискуют в ближайшие месяцы увидеть такие рейтинги, после которых можно будет вообще отказываться от любой ответственности за будущее страны. Означает ли это, что такой отказ должен произойти?

3. Возвращение к балансу политических сил в коалиции согласно конституционной модели парламентско-президентской республики. Отказ от идеи досрочных парламентских выборов, что поможет лидерам социально ориентированных политических сил употребить свою энергию на изменения в стране, а не на подготовку к этим выборам. Одновременно активность главы администрации Одесской области и его команды должна быть - при содействии президента и правительства - направлена на получение конкретных результатов реформ в этом регионе и превращения его в полигон изменений, а не на красочные объяснения того, почему ничего нельзя изменить.

4. Назначение независимого генерального прокурора Украины, которая будет пользоваться доверием общества и парламента. Проведении им кадровой и системной реформы Генеральной прокуратуры.

5. Выдвижение президентом собственных инициатив по проведению радикальной судебной реформы, без которой любые экономические преобразования бессмысленны, а инвестиции недостижимы.

Это только первые пять пунктов, без неотложного выполнения которых кризис будет принимать лавинообразный масштаб и может привести к тотальной дестабилизации ситуации в стране, окончательного краха доверия к институтам, долговременной поражения реформ - и все это на фоне агрессии и войны. Конечно, сделать нужно еще очень много, но это то, с чего нужно начинать. В случае, если к моим мыслям прислушиваются, я немедленно предложу президенту, парламенту и обществу план дальнейших шагов по преодолению кризиса.

Виталий Портников

Теги новостей: