27.03.2017, 10:29

Возможен ли в Украине силовой захват власти? Что говорят эксперты

Настя Миловидова | Все новости автора

Своими законодательными инициативами нынешняя власть пытается показать обществу, что право на Майдан, право на смену власти без выборов имеет только она, а все остальные не должны задумываться об этом.

Об этом на пресс-конференции в РИА Новости Украина заявила директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дьяченко.<

По ее словам, за три года приняты все так называемые "драконовские законы" 16 января 2014 года, "ломается через колено куча кодексов: все это приводит к тому, что все эти нормы одновременно выполнить невозможно".

"И мне кажется, что сценарий превращения Украины даже не в Балканы, а в Сомали, в принципе выгоден и возможно он был изначально задуман, чтобы главную прибыль из этого сценария извлекли те, кто владеет вооруженными формированиями. Потому что в ситуации гуляй-поля, полной анархии, неработающих вертикалей власти только с людьми с оружием можно вести какие-то переговоры", — сказала эксперт.

В такой ситуации, продолжила она, одной из двух фракций нынешней коалиции — "Народному фронту" — уже все равно, какой у него рейтинг.

"Потому что выборы в стране, в которой не работают законы, уже в принципе ничего не решают", — уверена Дьяченко.

Запад не говорит своего слова

Также эксперты на пресс-конференции обсудили вопрос: существует ли сегодня в Украине вероятность смены власти не путем выборов, а после "силового варианта".

Политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник оценил вероятность подобной попытки в 30% процентов, а вероятность успешности этой попытки — в 10%.

"Почему? Потому что желающих много, возможности есть. Но легализировать в нынешних условиях такое изменение власти — практически невозможно. То есть можно ситуативно захватить, но не удержать власть", — сказал эксперт.

Елена Дьяченко сообщила, что возможность "силового варианта" есть, но вопрос в том, насколько она будет использована "держателями акций добровольческих батальонов".

"Пока она используется просто как элемент коммуникации с партнером по коалиции. … Мне кажется, что все-таки угроза потери управления всей страной, всеми регионами страны — она сейчас важнее и ощутимее. Мне кажется, власти сейчас нужно больше обратить внимание на то, что происходит в регионах. В том числе и в политическом и экономическом плане — к чему приводит финансовая децентрализация, к чему приводят эта национальная и языковая политика", — отметила Дьяченко.

Она также добавила, что угроза непонимания между центром и регионами — больше, чем угроза того, что что-то произойдет в Киеве.

"Если в Киеве что-то такое произойдет, то как раз регионы вряд ли будут продолжать верить в то, что власть центральная является властью. Дальше может пойти какая-то цепная реакция — но не хотелось бы говорить о таком сценарии", — высказала свое мнение эксперт.

А политолог, директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский отметил, что силового захвата власти не будет — до тех пор, "пока не будет найден внешний легитиматор этого переворота".

"Грубо говоря, это означает, пока внешние игроки — я имею в виду Запад, — не определятся, на кого они готовы поставить (в Украине), и будут ли они поддерживать того, кто таким образом придет к власти. Пока не видно таких перспектив. Но до тех пор, пока этого не появится, этого (переворота) не произойдет. И Петр Алексеевич (Порошенко) будет править и править", — сказал политолог.