11.07.2011, 16:57

Иллюзия упрощения ведения бизнеса в Украине

Ольга Станішевська | Все новости автора

Уже много лет властьимущие пытаются поднять украинскую экономику. Несмотря на эти потуги, бизнесу в нашей стране - не сладко. В рейтинге экономических свобод Украина в прошлом году опустилась с 162 на 164-е место в рейтинге экономических свобод среди 179 стран мира и заняла последнее место в Европе. Перед нами в списке находится Узбекистан (163 место), Беларусь (155) и Россия (143). А ведь каждый день из уст чиновников мы слышим об упрощении ведения бизнеса, в том числе законодательном. Почему же работать не становится проще?

Так называемые упрощения не доходят дальше кабинета государственного регистратора. Но ведь бизнес здесь только начинается, дальше - налоговая, пенсионный, соцфонды, санстанция, пожарные и прочее. Да и упрощение регистрационных процедур, по-мнению Елены Литвинюк, начальника отдела государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Лисичанского горсовета - государственного регистратора, зачастую, наоборот, усложняют предпринимателям жизнь.
В этом году вступили в силу несколько изменений «регистрационного» законодательства. Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица – предпринимателя», который вступил в силу 7 мая, отменены свидетельства о госрегистрации. Взамен свидетельств предложено выдавать выписки из Единого государственного реестра (ЕГР), которые должны подтверждать факт государственной регистрации. Это «упрощение» закончилось тем, что теперь все госорганы, банки и прочие учреждения и контрагенты требуют от предпринимателей оригиналы выписок, да «посвежее». А стоит это удовольствие 17 грн. за каждый экземпляр. «Бывает такое, что предприниматели просят сделать сразу до нескольких десятков экземпляров выписок, а что говорить уже о юридических лицах, например, таких как акционерные общества, которые во исполнение закона сменили свои наименования на ЧАО или ПАО» - говорит Елена Александровна.
Кстати, госрегистратор обратила внимание на то, что предпринимателям дали год для добровольного включения в реестр, а с 2012 г. это будет сделано автоматически, но Свидетельство о государственной регистрации станет недействительным.
6 июня вступили в силу еще одни изменения (Закон Украины от 21.04.11 г. № 3263-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры начала предпринимательства»).
Теперь подпись лица, уполномоченного действовать от имени юрлица, на регистрационной карточке и заявлении об утере (замене) документов должна быть заверена соответствующим должностным лицом (ранее требовалось также наличие печати юрлица или нотариальное заверение).
Отменено требование об обязательности нотариального заверения подлинности подписей учредителей (участников) на учредительных документах и нотариального заверения учредительных договоров.
Упразднено требование об обязательности нотариального заверения копий некоторых документов, которые подаются госрегистратору на этапе создания юрлица и внесения изменений в Единый госреестр. Теперь госрегистратору достаточно подать простую ксерокопию: решения учредителей о создании юрлица; решения о смене руководителя или лиц, избираемых (назначаемых) в орган управления предприятия, или лиц, имеющих право совершать действия от имени предприятия без доверенности; решения о внесении изменений в учредительные документы; документов, которые подаются госрегистратору в связи изменением состава учредителей (участников) юрлица.
Из Закона № 755 исключена статья 23, определявшая порядок резервирования наименования юрлица.
Сняты ограничения с размера уставных фондов (кроме акционерных обществ).
По словам Елены Литвинюк, теперь невозможно проверить достоверность учредительных документов, а вся ответственность перекладывается на плечи госрегистратора. «Открывают зеленую улицу рейдерству, - считает Елена Александровна. - Не удивляйтесь, если в вашем почтовом ящике окажется письмо из налоговой о том, что вам «подарили» долю в предприятии, и вы должны заплатить налоги. Или, наоборот, когда узнаете, что лишились своей части в Обществе».
В августе вступит в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения принципа государственной регистрации юридических лиц на основании модельного устава".
Введение модельного устава упростит процесс регистрации, но он не является учредительным документом, следовательно его не нужно будет подавать государственному регистратору. Модельный устав — типовой учредительный документ, утвержденный Кабинетом Министров Украины, который используется для создания и осуществления деятельности юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм, содержит установленные законом правила, которые регулируют правовой статус, права, обязанности и отношения, связанные с созданием, управлением и осуществлением хозяйственной деятельности соответствующих юридических лиц. Формы модельного устава пока не определенны.
Какие могут возникнуть проблемы при использовании модельного устава? По словам Елены Литвинюк, во всех органах требуют от юрлица устав, а его не будет, также будут проблемы в судебных спорах, так как в обыкновенном уставе прописывается информация относительно цели и предмета хозяйственной деятельности, состава и компетенции его органов управления, порядка принятия, ими решений, порядка формирования имущества, распределения прибылей и убытков, условия его реорганизации и ликвидации, и тому подобное.
Также с августа возможна электронная госрегистрация. «Юристы скептически смотрят на этот факт, - отмечает Елена Александровна. - К тому же, это не приведет к удешевлению процесса регистрации, так как форму нужно будет заполнять в специальной программе, и ставить электронную подпись, которая также не бесплатна».
Наконец, в декабре ожидается вступление в силу Закона Украины "О внесении я изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц - предпринимателей по их решению" (N 3384-VI от 19.05.2011 г.).
Этим законом вводится принцип «молчаливого согласия» (это принцип, согласно которому госрегистратор вносит в Единый госреестр запись о проведении госрегистрации прекращения юрлица в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования или о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем по его решению). Проведению прекращения по упомянутому принципу должно предшествовать ряд обстоятельств.
Для ликвидации предприятия Госрегистратору надо предоставить ряд документов, среди которых справка ГНИ и органов Пенсионного фонда об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов. Если по окончании процедуры прекращения, но не ранее окончания срока заявления кредиторами своих требований, юридическому или физическому лицу не предоставлено вышеуказанных справок об отсутствии задолженности, они приобретают право не ранее чем через 10 рабочих дней со дня окончания такого срока подать госрегистратору все необходимые для проведения прекращения документы, за исключением указанных справок для проведения государственной регистрации прекращения по принципу молчаливого согласия.
Здесь тоже есть свои нюансы. «Возможна ситуация, когда предприниматель не подает заявление в налоговую инспекцию, которая может провести проверку только по его заявлению, - отмечает Елена Литвинюк. - Где гарантия, что он вообще там был. И, опять же, госрегистратор должен прекращать деятельность под свою ответственность. А, если у предпринимателя долги перед налоговой и фондами, кто их будет погашать?»<

Рубрика - Правозащитник: