
Некоторые из жителей Донецка боятся возвращаться свой родной город, поскольку опасаются, что они могут просто не доехать даже до предместья областного центра, поскольку на руках у боевиков есть списки, с которыми они периодически сверяются, проверяя паспорта приезжающих граждан. Житель Донецка Сергей Шевлаков рассказал, что на организованной боевиками "таможне" в Еленовке они видели в руках у вооруженных людей бумажки с написанными фамилиями.
Поговаривают, что в данных списках есть очень много представителей профессуры национального университета, проукраинских активистов, политиков, журналистов и простых людей, "засветившихся когда-то на митингах. По словам дончанина, на его глазах боевики задержали иностранных журналистов, хотя те и предъявляли какие-то документы аккредитации. Спустя несколько дней Сергей прочитал речь руководителя "Министерства информации ДНР", сетующего по поводу того, что в "молодую республику" не хотят ехать зарубежные журналисты.
Дончане-возвращенцы утверждают, что особого радушия ждать от земляков не стоит. По словам одной из жительниц областного центра, представившийся Анастасией, кое-кто в Донецке относится к вернувшимся обратно как к людям третьего сорта: мол, мы – пережившие обстрелы герои, а вы трусливо прятались. Морально-этическая часть такого отношения не выдерживает никакой критики, поскольку только плохо воспитанный человек может осуждать людей, спасавших жизни и своих детей, и свои собственные. Требовать от переселенцев лояльности "республике", устраивать им фильтрацию – это те же самые страшилки, при помощи которых террористы запугивали жителей Донецка, только фильтровать дончан, по их словам, должны были представители "киевской хунты".
Контролируемые боевиками телеканалы также подогревают данную тему – они круглосуточно пропагандируют негативное отношение к жителям захваченных сепаратистами городов, ранее уехавших, а теперь вернувшихся обратно. Еще один житель Донецка, Алексей Мирошниченко, говорит, что поступают предложения создавать в "республике" чуть ли не трудовые лагеря, как бы это дико не звучало. Основная мысль здесь заключается в том, что убежавшие от войны люди предали свой родной город, и поэтому они обязаны искупить свое предательство.