16.04.2014, 15:22

348,5 млн грн убытков в пригородном сообщении понесла Одесская железная дорога

Одесская железная дорога ежегодно терпит убытки, обеспечивая пригородные пассажирские перевозки. В течение 2013 года услугами Одесской железной дороги в пригородном сообщении воспользовались 27,2 млн пассажиров. За прошлый год сумма убытков выросла на 12,3% по сравнению с 2012 годом и составила 38,1 млн. грн. Уровень убыточности ярко иллюстрирует процент покрытия расходов доходами - по 2013 год этот показатель составил 13,3%, то есть с каждой вложенной гривны возвращается только 13 копеек.

Главной причиной недополучения компенсации является негативная тенденция формирования бюджетов органами самоуправления всех уровней для дальнейшего погашения задолженности перед железной дорогой за перевозку пассажиров льготных категорий. Ежегодно железная дорога предоставляет в областные и районные администрации расчеты сумм для 100% компенсации, однако в бюджет заранее закладываются суммы ниже необходимы. В 2013 году по Одесской области перевезено 1,4 млн пассажиров льготных категорий на сумму 16,6 млн грн., а компенсации получено 59,8% от необходимой суммы. В целом за последние пять лет железной дорогой недополучено 39,1 млн грн. по Одесской области. По городу Одесса по 2013 год перевезено пассажиров на сумму 9,7 млн грн., а компенсировано только 4,3 млн грн. (44,6%). За последние пять лет по городу Одесса железной дорогой недополучено 34,1 млн грн.<

Однако железнодорожники осознают высокий уровень социальной значимости пригородного сообщения для пассажиров, ведь ежесуточно Одесской железной дороге курсируют 56 пар пригородных поездов, из них по Одесской области - 25 пар (в направлениях Вапнярки, Котовска, Разрешения, Колосівки и Белгород-Днестровского).

Следует отметить, что с 1994 по настоящее время электропоезда не закупались. До 2015 года износ электропоездов составит 82%. Последние шесть лет на капитальный и текущий ремонты электропоездов для Одесской области потрачено 71,4 млн грн., что составляет 49,4% от необходимых затрат, а дефицит средств на поддержание в рабочем состоянии подвижного состава с 2008 по 2013 годы составляет 144,5 млн грн., кроме этого, на модернизацию электропоездов железной дорогой витрачено11,8 млн грн., на развитие инфраструктуры - 5,3 млн грн., на приобретение технологического оборудования - 5,1 млн грн.

Однако, несмотря на значительные расходы и серьезные убытки, за прошлый год Одесская железная дорога не отменила ни одного пригородного поезда. Однако железнодорожники предупреждают, что постоянное недополучение средств от администраций может привести к поисков железной дорогой путей снижения объемов пригородных перевозок.

Справка. Основные причины убыточности пригородных перевозок:

- перевозки 26 льготных категорий пассажиров;

- применение экономически необоснованных тарифов на перевозки пассажиров (при этом не работает механизм компенсации убытков, что предусмотрено Законом «О железнодорожном транспорте»);

- значительные эксплуатационные расходы на содержание подвижного состава изношен и инфраструктуры;

- не урегулированы на законодательном уровне отношения между органами власти и железной дорогой, как субъектом хозяйственных отношений.

Теги новостей: