22.04.2016, 14:11

Житель Тореза о медицине в "ДНР": врачей и качественных лекарств не хватает, население переходит на самолечение

Почему-то на лекарства из Украины объявлена своеобразная охота как со стороны украинских военных, так и со стороны боевиков. Оказание медицинской помощи и лечение людей на оккупированных территориях Донбасса находится, будто-бы, одновременно в двух параллельных мирах.

С одной стороны – существуют медицинские учреждения, машины скорой помощи, система аптек, принято соответствующее «законодательство», остались пенсионного возраста врачи и медсестры.<

С другой стороны – есть пациенты: пенсионного возраста женщины и мужчины, молодые школьники и студенты, учителя и шахтеры. Но никто из них не желает лечиться, потому что на первом месте стоит выживание: еда, отопление, элементарная одежда и обувь. Заботу о собственном здоровье откладывают на потом, когда наступит мирная жизнь.

Возле центральной городской больницы Тореза стоят все имеющиеся машины скорой помощи – никто не спешит звонить по номеру «103». В коридорах больниц – пусто (нет ни врачей, ни пациентов), только чувствуется специфический запах, характерный для медицинских учреждений.

В никем не признанной «ДНР» «министр здравоохранения» Андрей Пруцких заявил о том, что на оккупированных территориях меняют цели в предоставлении медицинской помощи населению. Главная цель – не лечение, как было 22 года назад в Украине, а диспансеризация и санитарно-профилактические мероприятия. Видимо, лечить уже некому, потому что по его словам, в «ДНР» не хватает 4500 врачей. Поэтому население должно переходить на самолечение и оздоровительные диеты.

Для решения проблемы дефицита врачей собираются привлечь студентов медиков, чтобы приобретали практического опыта на бедных пациентах. Также объявлена борьба с предоставлением платных медицинских услуг – обязательную покупку масок, бахил, медицинских перчаток считают «нежелательной и коррупционной». С рекламных бигбордов на улицах уже призывают сообщать на соответствующий телефонный номер в случае не предоставления фискального чека при оказании платных услуг в больницах и других медицинских учреждениях.

Коррупция в медицине остались и приобрела своей специфики на оккупированных территориях. Для того, чтобы обмануть и обобрать пациента используется индивидуальный подход, в зависимости от состояния больного и его родственников. Нет постоянных сумм за проведенную операцию, но все необходимое покупается заранее в многочисленных аптеках, которые существуют или в самой больнице или на ее территории, как например, в центральной больнице города Торез. Остались вывески аптечных заведений на украинском языке и оборудование купленное за средства государства еще до оккупации.

В аптеках продают лекарства и медицинские средства преимущественно завезенные из России. Цены на них заоблачные и выше, чем в Украине, и даже в самой Российской Федерации. Заоблачные цены – не гарантия качества лекарств. Существует большая вероятность наткнуться на просроченные и некачественные лекарства или плацебо. Идет торговля просроченными лекарствами, которые поступают в так называемых «гуманитарных конвоях» из России. Отсутствие должного контроля привело к появлению кучи сфальсифицированных лекарств, которые не помогают от болезней и травматических повреждений.

Для эффективного лечения на оккупированные территории люди завозят лекарства из Украины в сумках и баулах, прячут от проверяющих в одежде. Почему-то на лекарства из Украины объявлена своеобразная охота как со стороны украинских военных, так и со стороны боевиков. Видимо, это связано с так называемой «фармацевтической мафией». Торговля лекарствами – это прибыльный бизнес, который приносит огромные доходы. Местные хронически больные люди в первую очередь просят привезти им очень необходимы качественные и относительно дешевые лекарства из Украины.

Если случилась беда и кто-то тяжело заболел, то люди уезжают лечиться на неоккупированную территорию Украины. Все более-менее квалифицированные специалисты врачи уехали, поэтому получить здесь квалифицированную помощь очень сложно. Врачам и медицинским работникам платят мизерную зарплату и существует многомесячная задержка с ее выплатой. Сами врачи находятся в отчаянии и нужде, потому что не видят перспектив процветания «республик».

Реформирование, а на самом деле оптимизация медицинской инфраструктуры в Торезе, начатое еще во времена Януковича, замерла. Остались медицинские учреждения первого уровня – амбулатории и поликлиники, второго уровня – центральная городская больница Тореза и третьего уровня – специализированные медицинские учреждения в Донецке.

Оккупанты лишь сменили вывески, повесили флаги с двуглавым орлом на захваченных ими два года назад отремонтированных за средства государства Украины, помещениях больниц. Теперь в названия медицинских учреждений пришло заимствованное из России разумное слово «муниципальный». Оккупационная власть не спешит вкладывать средства в приобретение нового оборудования или внедрения страховой медицины с предоставлением карт, как в некоторых городах Российской Федерации.

Система «скорой помощи» в «ДНР» использует как старые машины, так и современные реанимационные автомобили, которые были приобретении за государственный счет в рамках регионального проекта «Своевременная помощь». Эта надпись на машине скорой помощи осталась не закрашенной оккупационными властями. Она напоминает жителям Тореза то время, когда они были в Украине, жили с ней единой жизнью.

Медики всегда стояли на страже здоровья человека, давая клятву Гиппократа. Оккупационные власти «ДНР» додумалась ввести в собственный «закон» об охране здоровья ст. 70 – «Присягу врача «Донецкой Народной Республики». Однако врач всегда был и останется врачом, несмотря на линии разграничения и границы.

Мирослав Смышленый, пенсионер, г. Торез

Теги новостей: