09.05.2016, 20:08

На Луганщине перевозчики плюют на правила и пассажиров

Валентина Минаева | Все новости автора

Все мы пользуемся услугами общественного транспорта. То, что автосервис оставляет желать лучшего, водительские хамство и бескультурье не имеют границ, а равнодушие окружающих просто сражает наповал, доказал очередной случай. Итак, поехали…

«Дайте мне водки. Сейчас выпью и уже никто никуда не поедет»<

7 мая автобус ВВ 9124 СК отправился по маршруту «Рубежное-Днепродзержинск». Впереди дорога – почти в четыре сотни километров. Машина выехала за пределы Лисичанска и остановилась. Когда водитель вышел, по салону прокатилось: «Приехали». Шофер что-то проверил в «хвосте» транспорта, вытер руки от мазута, завел автобус и двинул дальше.

Через пару километров опять незапланированная остановка. Водитель что-то обследовал, прокачал воздух и продолжил путь.

Кое-как автобус «доковылял» до Бахмута (бывший Артемовск) и в 9.30 встал «на прикол». Водитель переоделся в спецовку, открыл капот и стал всматриваться в оборудование.

Пассажиры, рассчитавшиеся с водителем наличкой, получили свои деньги на руки и отправились дальше свои ходом. Люди с билетами – остались на местах.

– Каковы перспективы? – интересовались оставшиеся. Их вопрос был закономерен, потому что водитель не посчитал необходимым предупредить о поломке тех, кого вез.

– Сейчас запчасть привезут и через час поедем, – обнадежил он.

Прошло полтора часа. Картина не менялась. Шофер сидел на корточках у автобуса, нервно курил и ждал.

– Пересадите нас в другой автобус, – не унимались пассажиры. Шофер послал их… к диспетчеру Бахмутского автовокзала. Там на просьбу разрешить ситуацию ответили, что минимум могут посочувствовать, а по максимуму ничем помочь не могут. Билеты не продавали, а значит, поменять не будут, возмещать стоимость тоже, а дать другой автобус – и тем паче. «Покупайте новые проездные документы – и вперед», – дал совет начальник вокзала.

Беспомощными оказались и на других автостанциях, куда стали трезвонить пассажиры. Лисичанская перенаправила в Северодонецк, а там, в свою очередь, на вокзал формирования рейса, в Рубежное. То есть Иван кивал на Петра, Петр на Якова, а воз так и оставался недвижим.

Люди негодовали. И их негативные эмоции с новой силой обрушивались на водителя. Но он только вжимал голову в плечи и бормотал себе под нос: «Я всего лишь водитель. Что я могу решить?»…

Чтобы назойливые пассажиры перестали надоедать, он попытался разрядить напряженную атмосферу шуткой: «Дайте мне водки. Сейчас выпью и уже никто никуда не поедет».

Светом в конце тоннеля мог стать звонок собственнику маршрута. Водитель отказался давать номер своего работодателя, дескать, не знает. Но кто хочет, тот всегда найдет. Владельцем автотранспорта оказалось Северодонецкое ЧП «В.А. Базилевский». В телефонной трубке вместо привычных гудков послышалось: «А для вас я никто, как и вы для меня! Я плюю на закон, вы меня – в лагеря». Что ж, красноречивый шансон. В телефонной «Бутырке» легко угадывалась жизненная позиция меломана.

– Скоро поедете. И, вообще, больше мне не звоните, – рявкнул частный предприниматель и бросил трубку. Круг замкнулся.

Но, видимо, «сверху» услышали. И из Северодонецка подоспела помощь. Правда, приехал не исправный автобус, как просили пассажиры, а… механик. Андрей, так он представился, быстро облачился в робу, достал из багажника своего авто необходимые ключи и запчасти – и ремонт сдвинулся с мертвой точки. Шел четвертый час задержки рейса….

Автобус тронулся из Бахмута в 14.00. Водитель уже гнал без остановок, не заезжая на транзитные автостанции, кстати, прописанные у него в маршрутном листе. В Днепропетровск машина прибыла в начале 19.00, вместо 15.25, обозначенных в билете.

На просьбу компенсировать пятичасовой простой водитель опять-таки отмахнулся: «Это не ко мне, а к собственнику»…

Факт – не лошадь: куда хочешь, не повернешь

Так что же мы имеем по факту?

  • Выехавший на линию несправный автобус. Хотя перевозчик должен был обеспечить контроль технического состояния транспорта перед началом работы.
  • Отсутствующая в салоне информация, куда обращаться в случае форс-мажорных ситуаций.
  • Ни за что не отвечающий водитель, считающий, что его дело только крутить баранку. Хотя он обязан был в соответствии с Законом «О дорожном движении» предупредить пассажиров о том, что в связи с поломкой он не в состоянии следовать по маршруту. Не предоставление информации, необходимой для осуществления потребителем сознательного выбора, определяется Законом Украины о защите прав потребителей» как нечестная предпринимательская практика.
  • Автовокзалы, лишь реализующие билеты и с них взятки гладки. Хотя пассажир, купивший билет, всегда имеет исключительное право на то, чтобы его доставили до пункта назначения безопасно и своевременно. Пусть даже это осуществится не силами первоначального перевозчика. При этом пассажир ничего не обязан доплачивать!
  • Перевозчик, решивший целесообразным прислать не запасной автобус, а запасные части и механика. А если бы поломка была куда более серьезная и затянулась не на пять часов?! Причем владелец автобуса наверняка знал, что согласно статье 30 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», он обязан обеспечить проезд пассажиров до места назначения без дополнительных расходов в случае прекращения поездки из-за технической неисправности транспортного средства.
  • Автобус отклонился от рейса и нарушил график движения. А значит, перевозчик нарушил свои обязательства по перевозке.
  • Двум десяткам пассажиров был причинен моральный вред, и он должен быть возмещен в соответствии с Гражданским кодексом и Законом Украины о защите прав потребителей» .
  • Как недобросовестный транспортник мог выиграть тендер и получить от органов исполнительной власти разрешение на перевозку пассажиров на межобластном автобусном маршруте?..

Один опыт важнее мудрых поучений

Показательным является опыт Днепропетровской ОГА. Во-первых, облгосадминистрация еженедельно с помощью GPS-навигатора контролирует пригородных и междугородних перевозчиков. В центре внимания – скорость и график движения пассажирского автотранспорта.

Во-вторых, представители ОГА, нацполиции и общественности регулярно выезжают в рейды. Проверяют все – от документов до аптечки и огнетушителя. О визитах комиссия не предупреждает. Так что транспортники не знают, когда к ним нагрянет проверка. На работу над ошибками – 10 дней. Тем, кто игнорирует правила и не спешит исправлять недочеты, – не место на дорогах области.

В-третьих, конкурс на пассажирские перевозки проходит открыто и прозрачно – в онлайн режиме. И автобус ВВ 9124 СК «Рубежное-Днепродзержинск» явно бы не прошел отбор…

Теги новостей: