vchaspik-global-message
 
to home
07:47, 18.12.2016

В Донецке фальшивые лекарства, отравленная водка, дороговизна и запуганный покорный народ - дончанин

В Донецке фальшивые лекарства, отравленная водка, дороговизна и запуганный покорный народ - дончанин

Сепаратистские настроения доминируют, но холодильник понемногу побеждает телевизор. Начинают прозревать. Сторонников "молодой республики" за последние два года поубавилось. Многие откровенно называет власть бандитами.

О "прелестях" жизни в "ДНР", а также настроениях людей рассказал шахтер, который не побоялся поехать на отдых в Трускавец.

С Олегом я познакомилась случайно в Трускавце. Он отдыхает в одном из санаториев, я приехала туда к друзьям. Слово за словом, и мужчина разговорился... Он с Донбасса, живет на оккупированной территории. Работает на шахте Ахметова. В Трускавец приехал по профсоюзной путевке, которую ему дали на шахте. Стоимость путевки на 21 день - 15 тысяч гривен. Заплатил только 10 процентов, то есть полторы тысячи.

«Как же вы решились сюда ехать? Не боялись бандеровцев, которыми российская пропаганда пугает людей?» - спрашиваю. «Не боялся. Я адекватно воспринимаю действительность, - отвечает. -Некоторые ребята на шахте меня пугали, подкалывали, мол, тебя там поймают, дадут автомат в руки и заставят воевать против “ДНР”. Но я на них внимания не обращал. Так преимущественно молодежь говорит, ей мозги пропаганда за последние годы сильно промыла. Люди старшего возраста более взвешенные. Даже завидовали мне. Особенно те, кто когда-то бывал в Трускавце...»

Водка дешевая, но лучше ее не покупать

В городе, где живет Олег, до ста тысяч населения. Это районный центр недалеко от Донецка. Он и раньше был депрессивным, а сейчас и подавно. Работы нет, разве что дворником можно устроиться за копейки. Бизнес такой-сякой работает, но на уровне купи-продай. А покупательная способность людей крайне низкая, зато цены - заоблачные. Все вдвое дороже, чем на подконтрольной Украине территории. Людям едва-едва на скромную еду хватает. Олег говорит: с качественными продуктами питания - проблема. Он в Трускавце львовского пива выпил, так вспомнил, каким должен быть вкус пива. У них, говорит, пиво из России привозят, из порошка сделанное, пить невозможно.

Хлеб ужасного качества. Во-первых, на хлебозаводах безбожно воруют, как это было в советские времена, во-вторых, качество никто особо не проверяет. Вот и гонят халтуру... Батон стоит 18 рублей (8 гривен). Мясо можно купить только на базарах. Привозят его из России. Все специализированные мясные магазины позакрывались. Свинина стоит 300 рублей (125 гривен). Примерно столько же и сало. Когда на рынок приходит так называемый народный контроль, то продавцы меняют ценники на более низкие. Те поснимают это на телекамеры, а когда уходят, продавцы возвращают реальные цены.

Единственное, что дешевое, это водка - 0,5 литра стоит 130 рублей (60 грн). Но лучше ее не покупать. Многие травятся, слепнут. Делают ее на местном ликеро-водочном заводе из спирта, который привозят из Дагестана. Качество этого спирта весьма сомнительна... О деликатесах вообще молчит, не помнит, когда последний раз ел красную рыбу, хотя раньше любил ею лакомиться. Перед отъездом в Трускавец решил побаловать ребенка, купил ей карамельки. Заплатил 160 рублей за кило.

Говорит, все цены в их городе на уровне московских, а на некоторые продукты, например, на кондитерку, выше московских (с середины 2015 года полностью перешли на рубли). Поэтому те, кто имеет возможность выехать на подконтрольную Украине территорию, за пенсией или к родственникам, пытаются там максимально закупиться. Покупают и продукты, и промышленные товары, и лекарства, потому что качество лекарств в местных аптеках также сомнительное. “Лекарства привозят из России, - рассказывает Олег, - 90 процентов - подделка. Не лекарство, а “мел”. Мне теща длиннющий список лекарств подготовила, уже в трускавецкой аптеке закупился”.

Выехать проще в Россию

Правда, в последнее время Украина стала ограничивать вывоз товаров 50 килограммами, потому что в супермаркетах в приграничных городах продуктов не хватило. Поэтому кто-то ездит за товаром в Россию или Беларусь. Особенно за бытовой техникой, которую на оккупированной территории продают втридорога. Друг недавно поехал в России купить телевизор LG 42 дюйма, так его российские таможенники с тем телевизором не пропускали. Сказали, что 42 дюйма “не положено”. Говорят, можно вывозить телевизор максимум 40 дюймов.

Если в Россию уехать проще, то выехать на подконтрольную Украине территорию - настоящий менингит. Во-первых, далеко не все имеют такую счастливую возможность. Если был в ополчении или даже не был, но является махровым «дэнеэровцем», то такие ехать не рискуют. Да и не выпустят такого “ценного кадра”. Олег перед тем, как ехать на Львовщину, оформлял специальный пропуск. Через сайт СБУ делал соответствующий запрос, передавал свои паспортные данные, СБУ проверила и только тогда дала добро.

Во-вторых, на блокпостах - длиннющие автомобильные очереди, в которых надо простоять минимум 5-7 часов. Хотя место в очереди за 250-300 грн можно купить. И это при том, что пересекать блокпосты опасно, потому что, как говорят, пуля-дура, неизвестно, когда могут начаться обстрелы. Сосед Олега ездил за пенсией и погиб, когда в Волновахе на блокпосту расстреляли автобус с мирными жителями.

Спрашиваю, как он пересек блокпост, ведь ехал в самое сердце бандеровщины, во Львов. Говорит, повезло, проверили документы и никаких вопросов не задавали. Но везет не каждому. Летом людей раздеваться заставляли, проверяли, чтобы на плече не было синяков. Таким образом высчитывали, нет ли следов от приклада автомата. А у молодых женщин смотрели, нет ли характерных для снайперов следов на шее. Кстати, блокпосты есть и между “ДНР” и “ЛНР”. Здесь также строгий контроль, немало товаров, особенно продуктов питания, перевозить запрещено.

Спрашиваю, который имеет паспорт? Говорит, украинский. А то, как сюда попал? Паспорт “ДНР” брать не собирается, хотя именно сейчас эти паспорта начали особенно активно выдавать. Всем, кому исполняется 16 лет, без вариантов вручают эту “филькину грамоту”. Но через Интернет, при желании, можно спокойно получить украинский паспорт.

Те, кто в силу различных обстоятельств не может поехать “в Украину”, заказывают товары через Интернет. Есть в их городе одна семья, которая на этом бизнес сделала. Люди через Интернет заказывают себе нужный товар. Его Новой почтой отправляют в Мариуполь. Эта предприимчивая семья своим авто едет в этот город и забирает в почтовом отделении посылки. Поскольку имеют двухлетнего ребенка, которого берут с собой, то в очередях на блокпостах не стоят. Затем к их авто выстраивается очередь, и они за соответствующую комиссию выдают эти посылки. Уже год так зарабатывают.

Холодильник побеждает телевизор

Спрашиваю Олега, какие настроения царят в их городе. Говорит, сепаратистские настроения, конечно, доминируют, но холодильник понемногу побеждает телевизор. Начинают прозревать. Сторонников “молодой республики” за последние два года поубавилось. Многие откровенно называет власть бандитами. Понимают, что всем руководят россияне, которым города не жалко, все безжалостно уничтожают, грабят. Им здесь не жить. Пришли и ушли.

Но люди запуганы. Кто имеет работу, так с работы спешит домой, нигде не задерживается. Да и задержаться особо негде. На весь город работает одно кафе в центре. Ранее в местном кинотеатре недалеко от этого кафе был штаб “ДНР”, владелица кафе их кормила. Теперь ее заведение имеет особый статус. Днем там могут быть поминки, а вечером - свадьба или дискотека. Даже после комендантского часа, а она начинается в 11 вечера, позволяют работать. Хотя с комендантским часом здесь строго. Уже в девять вечера улицы пустые. Если кого-то поймают на улице, то без разбора бросают в “обезьянник”.

Олег предполагает, что комендантский час ввели потому, что как раз вечером каждый день идет передвижение военной техники от российской границы. Причем, если раньше эту технику тентами прикрывали, то теперь даже не закрывают. Чтобы народ меньше видел, всех загоняют по домам.

Но народ и без того покорный. Делают все, что прикажет власть. Никто не будет перечить. Потому что понимают, что на оккупированных территориях законы не писаны, прав тот, у кого в руках автомат. Когда убили Моторолу (а у Олега нет сомнения, что это дело рук российских спецслужб, потому что элитный дом, где Мотороле Захарченко подарил “отжатую” квартиру, серьезно охранялся), на похороны согнали под угрозой увольнения всех бюджетников и студентов. Говорит, в их городе два дня не было бензина, потому что заправляли автобусы, чтобы привезти людей из всех окрестных городов.

Спрашиваю Олега, как шахте Ахметова удается спокойно работать на оккупированной территории?

Говорит, Ахметов платит налог “ДНР”, поэтому шахта и работает. В начале оккупации приехали вооруженные люди, шахту закрыли, людей выгнали, а банкоматы, где шахтеры получали зарплаты, БТРами вырвали “с мясом”. Пришлось Ахметову договариваться. Хотя ему въезжать на оккупированную территорию Захарченко запретил. Это очень возмутило многих людей. Говорили, кто такой этот Захарченко, Ахметова на его родину не пускает. Ахметова здесь уважают. Кроме того, что шахту сохранил, а на ней работает 5 тысяч человек, которые получают неплохую по нынешним меркам зарплату - 7 тысяч гривен (15 тысяч рублей), еще и гуманитарку привозит и раздает пенсионерам и малообеспеченным.

Лучше, говорит Олег, сейчас живется именно пенсионерам. Многие из них получают две пенсии. Одну - от Украины, и так называемую помощь от “ДНР”. Особенно хорошо устроились пенсионеры-шахтеры. Они от Украины и получают пенсию в пределах 7 тысяч (плюс регресс - от 1,5 до 3-х тысяч), и еще одну пенсию от “ДНР”. Это при том, что средняя зарплата бюджетников - 5 тысяч рублей. Шахтеры, которые работают на подконтрольных боевикам шахтах, получают максимум 10 тысяч рублей. Но нерегулярно, с задержками. Как раз сейчас бюджетникам задержали зарплаты. Объясняют, что Россия не прислала денег, потому что имеет много затрат на Сирию. России, мол, сейчас не до Донбасса.

Проукраинских взглядов Олег не скрывает, привык, что его обзывают “укропом”. В соцсетях недавно написал, что в Крым уже не поедешь, потому что его рашисты оккупировали, так получил кучу угрожающих отзывов. На шахте также часто возникают споры, порой очень жаркие, но мирные. Друг к другу уже привыкли, знают, кто чем дышит. На него власти не стучат. В ополчение с его шахты ушло несколько десятков мужчин. Часть - “за идею”, обычно это молодежь, она больше поддается пропаганде, а часть - за длинным рублем. Хотя не такой он уж и длинный. Им обещают зарплату 15 тысяч рублей, сухой паек и торговый автомат, который решает много проблем. В общем в армию “ДНР” записывались преимущественно асоциальные элементы, алкоголики, наркоманы, и те, кто не имеет шансов найти какую-то работу.

В начале так называемой “русской весны” у многих была эйфория. Людей убеждали, что Донбассу нужна независимость, что он кормит Украину, и если получит самостоятельность, то будет не жизнь, а рай. Люди были дезориентированы, запуганы мифическими бандеровцами. Пророссийские боевики, когда взяли власть, сразу отключили украинские телеканалы. Кто имел спутниковые “тарелки”, тем их сломали. У Олега также на доме стоит тарелка, но ее установил высоко, чтобы никто не добрался и не повредил. Хотя попытки были, пес воров от дома отогнал. Так что Олег все время смотрел и смотрит украинские каналы. Может, поэтому и взгляды имеет проукраинские?

Со временем многие в новой власти разочаровались, увидели, что это - обычные воры, худшие, чем были при Януковиче. Масштабы воровства особенно заметны по так называемых копанках. Это нелегальные мини-шахты, где добывают уголь открытым способом. Сейчас этих "копанок" - множество. Все “левое” уголь вывозится в Россию.

Спрашиваю, как местные относятся к Януковичу? “Как к предателю, - отвечает, - готовы повесить на первом столбе. Все считают его главным виновником этих трагических событий. Если бы не убежал, войны можно было бы избежать”.

Зато все в восторге от Надежды Савченко. “Она адекватна, отважная, справедливая, - говорит Олег. -Мы ей верим. Она единственная может навести порядок и в Верховной Раде, и в стране. Она хочет остановить войну, что-то для этого делает. А то, что говорят, будто она завербована, это неправда. Она же прошла российскую тюрьму, пытки, плен...”

Интересуюсь, каким видит будущее своего края. Вздыхает. Не имеет оптимизма. Считает, такое положение вещей надолго. “На блокпостах такая “кормушка”, такие теневые деньги гуляют, что отказаться от этого будет сложно. Это выгодно всем, - заключает. - А мы стали заложниками ситуации”.

Юлия Подлужная

По теме