330 литров воды превращаются в 45: как выживает Донецк без водоснабжения

В оккупированном Донецке, где когда-то шумели фонтаны и проводились международные футбольные матчи, сегодня за воду идут настоящие бои - не с оружием, а с ведрами и бутылками.
С 2025 года водоснабжение в Донецке и Макеевке осуществляется раз в три дня, по вечерам и максимум на четыре часа. На деле - часто всего на два. При этом оккупационные власти собираются официально урезать норму потребления воды на человека с 330 литров в сутки до абсурдных 45.
Еще в 2012 году украинские нормативы предусматривали потребление воды в объеме 330 литров в сутки - с учетом санитарных, бытовых нужд, а также запаса на пожаротушение и прочее. При Украине Донецк мог себе это позволить: функционировала система водоснабжения, работал канал "Северский Донец - Донбасс", шли ремонты и модернизация.
Сейчас все иначе. В результате оккупации и боевых действий канал разрушен, трубы - прогнившие, вода - мутная и с резким запахом. А то, что подают людям - часто шахтная вода, технически и химически опасная даже для умывания. При этом местные «санэпидемстанции» утверждают, что она соответствует нормам. Люди же фильтруют эту жижу всеми возможными способами или собирают дождевую.
Вода - только для "своих"
В условиях тотального водного кризиса вода стала инструментом принуждения. Как сообщает Центр национального сопротивления, в некоторых районах воду получают только те, кто оформил российские паспорта. В приоритете - военные и сотрудники оккупационной администрации. Остальные - в очередях под солнцем, с надеждой на привоз цистерн, иногда - из Ханты-Мансийска, за тысячи километров.
При этом власти не забывают о внешнем антураже - водные шоу, фонтаны, стройки. Это особенно цинично на фоне того, что на верхние этажи многоэтажек вода вообще не доходит, а квитанции от водоканала приходят исправно, с полными тарифами. Платить требуют за воздух - или за грязную техническую воду.
Ресурсы - в минус, коррупция - в плюс
Попытка решить проблему через строительство канала "Дон - Донбасс" окончилась фиаско. Проект курировал замминистра обороны России Тимур Иванов - фигурант коррупционных скандалов. Как результат - миллиарды рублей исчезли, а вода до Донецка не дошла.
Тем временем гибнет скот на фермах, останавливаются предприятия, нет полива для полей. Мариуполь, Иловайск, Харцызск и Снежное - на грани гуманитарной катастрофы.
Эксперты бьют тревогу: признаки геноцида
Права на чистую воду, закрепленные международными договорами, в оккупированном Донбассе попраны. Правозащитники и эксперты указывают: принуждение к получению гражданства через доступ к воде, использование шахтной жидкости, которая вызывает тяжелые болезни, - все это имеет признаки геноцида.
"Вода стала оружием в руках оккупационной власти. Это уже не просто кризис - это сознательное уничтожение инфраструктуры, условий жизни и здоровья людей", - говорит правозащитница Вера Ястребова.
Читайте также: Прорыв трубы парализовал Северодонецк - город неделями без капли воды
Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик. |
![]() |