"Валенсия" боится играть с "Динамо" в Киеве. Лига Европы.

18 февраля 2009 года. Киев. «Динамо» - «Валенсия» - 1:1. На этот раз «летучие мыши» боятся лететь в столицу Украины. Фото: Reuters В далекой от политики испанской газете Marca появился материал о том, что «Валенсия», которая должна 20 февраля провести выездной поединок Лиги Европы с «Динамо», обеспокоена эскалацией насилия, охватившей Киев. И новости из украинского клуба не очень обнадеживают.
«Пожалуйста, позвоните завтра» - таков якобы был ответ на телефонный звонок из редакции неназванного сотрудника клуба. В Испании в курсе всего происходящего в столице Украины, как знают и то, что основной состав «Динамо» играет не на стадионе имени Валерия Лобановского поневоле оказавшегося в эпицентре событий, а на НСК «Олимпийский», где «Фурия роха» в 2012 году завоевала звание чемпиона Европы.<
«Если «Валенсия» отправится в следующем месяце в Киев, где столкновения между радикальными группировками и полицией поставили страну на военные рельсы, то увидит последствия протеста перед стадионом, - пишет Marca, - следы пожаров на белом портике перед входом. Подчеркивается, что за оставшиеся до игры четыре недели напряженность может как уменьшиться, так и увеличиться, и прямым намеком на последствия выглядит напоминание о том, что в пятницу должно состояться заседание исполкома УЕФА. Имеется в виду, что Европейский футбольный союз должен обеспечить безопасность обеих команд, судей и делегатов матча».
Marca уточняет, что изменение места проведения матча - исключительно прерогатива УЕФА, но напоминает о прецеденте 2003 года, когда «Валенсия» проводила матч Кубка УЕФА с «Маккаби» из Хайфы в голландском Роттердаме.
Что ж, Киев в свое время тоже дал пристанище клубу из Хайфы, который в 2006 годом на том самом стадионе «Динамо» принимал «Ливерпуль». Только вряд ли стоит сравнивать простреливаемую насквозь узкую полоску территории Израиля с локальным конфликтом на двух улицах Киева. И декабрьский матч Лиги Европы с «Рапидом» удалось провести в столице Украины без эксцессов, и гости из Австрии, чему я сам был свидетелем, с интересом заходили на Майдан и фотографировались на фоне баррикад. И «Динамо» спокойно играло в Мадриде в 1999-м, после того, как там прогремели взрывы. Но вместе с тем стоит быть готовым ко всему. Безусловно, перенос матча из страны это нонсенс. А вот в другой город - вполне возможно.
Киевскому «Динамо» и многим другим клубам бывшего СССР не раз приходилось с этим сталкиваться. Основной причиной переносов был, естественно, климат. Когда еще не было полей с подогревом, организация матча европейского турнира в декабре или марте даже в относительно южном Киеве была серьезной проблемой, не говоря уже о Москве. Куда только ни забирались клубы из Белокаменной, чтобы принять соперника на относительно ухоженном поле и в приемлемую погоду. Самой дальней точкой был Ташкент и пока в еврокубках не дебютировали клубы из Казахстана и новосибирская «Сибирь», так далеко на восток европейские клубные турниры не забирались.
Киевляне же воспользовались услугами чужого стадиона уже в первом своем розыгрыше. Обыграв на старте Кубка кубков-1965/66 североирландский «Колрейн» и норвежский «Русенборг», динамовцы попали на «Селтик» из Глазго, с которым предстояло сыграть на выезде 12 января, что для Шотландии и нормально, и привычно (там вообще была традиция устраивать 1 января «Олд Фирм дерби» между «Селтиком» и «Рейнджерс»), то дата ответного матча - 26 января - повергла в шок. Пришлось играть не в Киеве, а в Тбилиси, и после поражения «Динамо» в Глазго - 0:3, в столице Грузии была зафиксирована нулевая ничья.
И другие «погодные» переносы не приносили счастья бело-голубым. В 1973-м они сыграли в Одессе нулевую ничью с «Реалом», после чего уступили на «Сантьяго Бернабеу» - 0:3. Весной 1976-го «Динамо» обыграло в четвертьфинале Кубка чемпионов в Симферополе «Сент-Этьен» - 2:0, но этого оказалось недостаточно. Дома французы за 90 минут отыгрались, а в дополнительное время забили решающий мяч. В 1982 году снова в Симферополе киевляне не смогли сломить сопротивления «Астон Виллы» - 0:0, а в Бирмингеме проиграли - 0:2.
Еще два еврокубковых матча «Динамо» провело в Харькове в розыгрыше Кубка чемпионов-1978/79. Тогда в Киеве перед олимпийским футбольным турниром встал на реконструкцию Центральный стадион, а поскольку средств поначалу выделили с избытком, то в столице Украины решили заодно отремонтировать и стадион «Динамо», оставив город с всего одной приличной, но все равно не пригодной для проведения игр еврокубков, ареной - стадионом СКА.
Киевляне отправились в Харьков, где обыграли финскую «Хаку» - 2:0 и прошли дальше. Но на следующем этапе встретились со шведским «Мальме» - и опять - 0:0 дома и поражение на выезде. Кстати, шведы в том розыгрыше дошли до финала.
В советское время не в Днепропетровске на родном «Метеоре», а в соседнем Кривом Роге, принимал европейских соперников «Днепр». Пресса стыдливо замалчивала истинную причину, заявляя, что игры переносятся в районный центр из-за того, что там де стадион лучший. Дело же было в том, что Днепропетровск, в котором находился и находится знаменитый завод «Южмаш», на котором производилось то, чего иностранцам знать не следовало, был закрытым для зарубежных гостей. А пресловутая криворожская экология никого не пугала, хотя припоминается история о том, как перед игрой с «Бордо» в 1988 году старший тренер «Днепра» Владимир Емец выглянул в окно гостиницы, увидел там воробья красного цвета и сказал соседу по номеру - начальнику команды Геннадию Жиздику: «Французы, наверное, подумают, что у нас и воробьи - коммунисты». К слову, в Кривом Роге днепропетровский клуб играл неплохо…
Украинские стадионы принимали и матчи команд из других стран и республик. Первым еврокубковый поединок на украинской (и советской тоже) земле был проведен еще в 1958 году, когда в Киеве состоялся третий дополнительный матч между «Висмутом» из Карл-Маркс-Штадта (ГДР) и румынским «Петролулом» из Плоешти. Нужна была нейтральная арена, и сошлись на том, что лучшего варианта, чем киевский стадион имени Никиты Хрущева, не найти.
В конце 1980-х московский «Спартак» встречался в Симферополе с австрийским «Тиролем», и ни у кого это не вызвало удивления. Удивительно другое - в 1972 году московское «Динамо» избрало местом проведения домашнего полуфинала с берлинскими одноклубника львовский стадион «Дружба». Вы сейчас можете представить себе такое? Не иначе как Йожеф Сабо, игравший в том сезоне за москвичей, надоумил. И ничего - московские динамовцы сыграли при поддержке публики, как и в Берлине, вничью - 1:1, но лучше пробили пенальти (4:1) и вышли в финал…
Евгений БЕЛОЗЕРОВ, Спорт-Экспресс в Украине