Образование порождает бедность в Украине - Гриневич
Необходимо превратить среднее образование с фактора социального неравенства на фактор социального продвижения для каждого гражданина.
Это подчеркнула председатель парламентского комитета по вопросам науки и образования, депутат фракции «Батькивщина» Лилия Гриневич на брифинге в Верховной Раде перед началом парламентских слушаний «Доступность и качество общего среднего образования: состояние и пути улучшения».<
Лилия Гриневич отметила, что сегодня в Украине качество образования зависит от возможностей родителей: «В школах, где родители имеют больше денег - там лучшее качество образования. А где нет - там течет крыша, холодно, нет современных пособий, хуже качество обучения и меньше шансов должным образом подготовиться к продолжению своего образования».
По мнению народного депутата, причина образовательной неравенства заключается в недостаточном обеспечении школ государством. Несмотря на то, что государство гарантирует общее среднее образование, ежегодно большую долю расходов на содержание школ государство перекладывает на родителей. Так, только по официальным данным 2011 года домохозяйства потратили на среднее образование 16,7 млрд. грн.. «И это не все неофициальные взносы, которые родители вынуждены вкладывать в «бесплатное» образование», - подчеркнула она.
Лилия Гриневич подчеркнула, что о неравенство в образовании свидетельствуют и результаты внешнего независимого оценивания: «Доля выпускников городских школ, которые получают высокие баллы ЕГЭ, в два-три раза выше, чем доля выпускников сельских школ. И наоборот, сельские выпускники преобладают в низких диапазонах результатов ВНО. Высокие результаты по английскому языку получают в 3,5 раз больше выпускники городских, чем сельских школ».
«Если взять разное социальное происхождение родителей, в частности, уровень их образования, то картина похожая. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что шансы получить высшее образование для детей, чьи родители имеют низкий уровень образования по сравнению со сверстниками, чьи родители сами имеют полное высшее образование, отличаются в сотни раз», - подчеркнула председатель комитета.
Она также подчеркнула, что разрыв в качестве образования, которое получают дети из разных социальных групп, постоянно растет.
«Образование вместо того, чтобы преодолевать бедность, порождает ее. Ключевой целью нового законодательства об образовании должен быть превращение среднего образования с фактора социального неравенства на фактор социального продвижения каждого гражданина», - подчеркнула Лилия Гриневич.