13.02.2014, 13:02

Проект Положения об экстернате в вузах представлен на общественное обсуждение

Министерство образования и науки Украины сообщает о публикации 13 февраля 2014 г. на официальном веб-сайте (рубрика «Общественное обсуждение») проекта Положения об экстернате в высших учебных заведениях Украины.

Многолетняя практика использования в высших учебных заведениях экстерната, как формы обучения, обнаружила, что нормативное обеспечение предоставления образовательных услуг по этой форме, не в полной мере гарантирует выполнение требований к качеству высшего образования определенных соответствующими отраслевыми стандартами.<

Основные проблемные вопросы применения экстерната:

1. Отсутствие открытого конкурсного отбора на обучение экстерном, способа проведения оценки возможности обучения на этой форме, сроков зачисления и выпуска и т. д позволяет высшим учебным заведениям часто принимать субъективные решения в отношении категорий лиц, которые зачисляются на экстернат. Условия приема на экстернат по действующим нормативным документам не отвечают современным Условиям приема в высшие учебные заведения, что создает юридическую коллизию в вопросах идентификации лиц, их государственной регистрации, выдачи документов об образовании и др. Вопрос перевода на обучение на экстернат и других форм его возможного применения не нормирован вообще. В большинстве высших учебных заведений, получивших разрешение на открытие экстерната, в правилах приема процедура вступления в эту форму отсутствует.

2. Анализ контингента экстернов свидетельствует, что их предыдущие образовательные достижения не всегда являются убедительным свидетельством возможности получить высшее образование, особенно образовательно-квалификационного уровня специалиста или магистра по сокращенным срокам. Учебные планы и программы учебных дисциплин постоянно обновляются, изменяются структурно-логические схемы подготовки, что создает особые трудности для самостоятельного изучения наукоемких дисциплин, изучение которых требует наличия у лица соответствующих интеллектуальных показателей и способности к самостоятельному усвоение сложной информации.

4. Очевидно, что затраты времени на качественное освоение учебных дисциплин самостоятельно, без методической помощи, должны быть относительно большими, что должно быть отнормированно и отражаться в сроках обучения. Не каждый отличник, который обучается на дневной форме, решается на досрочную аттестацию по большинству предметов, не говоря об их изучении в сокращенные сроки в полном объеме. Вместе с тем действующее положение об экстернате предусматривает сокращение сроков обучения, не учитывая проблемы организации учебного процесса, например, для лиц с особыми потребностями, для которых было бы целесообразным предусмотреть программы продленного обучения в режиме гибкого графика получения высшего образования.

Читайте еще: Поддержку украинскому Евромайдану выразили балтийские националисты

5. Получение образовательно-квалификационных уровней специалиста и магистра предоставляет выпускникам высших учебных заведений определенные профессиональные права, объем которых определяется, в частности, теми профессиональными компетенциями, которые формируются в течение обучения. Неопределенность требований к практической подготовке экстерна, отсутствие лабораторных практикумов вызывает обоснованное недоверие к результатам обучения в части профессионально-практической подготовке со стороны работодателей, что, очевидно, негативно влияет на возможность самореализации личности, которая получила высшее образование по этой форме обучения. Особенно это касается образовательно-квалификационного уровня магистра, который предусматривает изучение сложных дисциплин инновационного характера и проведение самостоятельных научных исследований, что априори не может быть реализовано без постоянного участия руководителя (консультанта), тем более в сокращенные сроки. А значит, и не каждое направление подготовки (специальность) является достижимым для полноценного освоения высшего образования в режиме экстерната.

Замечания и предложения к указанному проекту присылать в течение месяца со дня обнародования проекта на электронные адреса: [email protected], [email protected] .

Теги новостей: