28.02.2014, 15:05

Внедрение альтернативных методов утилизации почвы изучают инженеры ГП "АМПУ"

Специалистами ГП "Администрация морских портов Украины" в 2013 г. начата работа по изучению мирового опыта в сфере альтернативных методов утилизации почвы, условий, возможностей и нюансов его применения в конкретных условиях украинских каналов и акваторий.

На сегодняшний день поиск возможности использования альтернативных методов утилизации почвы актуален для таких судовых артерий:<

- подходной канал к Белгород-Днестровскомуо порту;

- Бугско-Днепровский лиманский канал (БДЛК);

- Херсонский морской канал (ХМК);

- Азовское море (в районе нахождения морских портов Мариуполь и Бердянск).

В ближайшее время планируется проведение ряда встреч с представителями мировых компаний, имеющих опыт работы в этом вопросе, на предмет изучения возможности использования почвы в указанных регионах. Результатом встреч будет концепция и мастер-план проекта внедрения альтернативных методов утилизации почвы.

Реализация прогрессивных методов использования донных грунтов позволяет удешевить стоимость дноуглубления, диверсифицировать деятельность предприятия, снизить техногенную нагрузку на окружающую среду, обеспечить стабильную работу портов за счет предоставления клиентуре достаточных глубин и возможности обработки судов с большой осадкой.

До настоящего времени в Украине дноуглубление осуществлялось с применением исключительно традиционных способов утилизации. Вместе с тем, традиционные способы утилизации практически исчерпывают себя. Особенно остро эта проблема ощущается в районах, имеющих морские (лиманские) и речные каналы, что связано, прежде всего, с ограниченностью емкости мест складирования и увеличением расстояний от мест выемки до места складирования, что неизбежно удорожает стоимость работ.

Справка: В мировой практике существует множество способов использования (утилизации) почв от дноуглубления акватории портов, а именно:

Традиционные:

- Дампинг почв от дноуглубления на подводные или береговые отвалы (места складирования);

- Развитие (намыв) территорий (для создания жилых или промышленных комплексов, пляжей и др.);

- Стабилизация береговой линии и борьба с эрозией почв;

- Восстановление водно-болотных угодий.

Альтернативные:

- Расположение почв от дноуглубление в трубах из геотекстиля (геоконтейнерах), укрепление трубами береговых линий, др.;

- Очистка и промышленная переработка на специализированных производствах донного грунта и изготовления различных строительных материалов;

- Другие.

В ведущих портах мира все больший удельный вес занимает выполнение дноуглубительных работ с использованием альтернативных методов утилизации почвы. США и Великобритания в ряде случаев, при наличии на то соответствующих предпосылок, применяют метод размещения почв в искусственно созданных обособленных от окружающей среды ограниченных местах захоронения (Confined Disposal Facilities (CDFs).

Не так давно разработана и активно внедряется технология очистки почв, в т.ч. загрязненных донных, с одновременным изготовлением строительных материалов на базе специализированных заводов. Мобильная технологическая линия по очистке доставляет почву к месту очистки. Загрязненный морской грунт, пульпа или жидкие материалы загружаются в приемное устройство на месте и перерабатываются в различные строительные материалы, включая сыпучие материалы, наподобие песка, гравия или керамзита, кирпича, бетонных изделий, брикетов или блоков. В частности, при строительстве порта «Ворота в Лондон», грунт, полученный в результате дноуглубления (30 млн. куб.м), транспортировался в Шелл Хейвн (Великобритания) и использовался для рекультивационных целей и в качестве строительного материала на других объектах.

Теги новостей: