22.08.2014, 19:06

Убежден, мы победим в войне, проведем реформы, преодолеем препятствия - С.Квит

22 августа 2014 г. под председательством министра образования и науки Сергея Квита состоялось заседание Коллегии МОН «Об итогах развития дошкольного, общего среднего, внешкольного и профессионально-технического образования в 2013/2014 учебном году и задачи на 2014/2015 учебный год». Заседание Коллегии прошло в режиме видеоконференции с областями.

В заседании приняли участие члены Коллегии, в частности, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Л.Гриневич, президент Национальной академии педагогических наук Украины В.Кремень, председатель ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины Г.Труханов, ученые, ректоры высших учебных заведений Украины, а в областных городах, путем видеосвязи, к Коллегии присоединились руководители областных образовательных управлений, ректоры университетов, директора учебных заведений, представители родительской общественности, неправительственных организаций.<

Министр С.Квит отметил, что Президент Украины, патриотическая часть Верховной Рады, украинское Правительство высоко оценивают вклад педагогов и студентов в победу Революции Достоинства, подвиги на фронте и многочисленные волонтерские инициативы: «Не случайно темой первого урока «Украина - единая страна». А в учебных заведениях будут проводиться уроки мужества».

С.Квит отметил, что в драматический период нашей истории украинский Парламент принял, а Президент Украины П.Порошенко подписал новый Закон Украины «О высшем образовании». По его словам, Закон предоставляет широкую университетскую автономию: организационную, финансовую, академическую.

Как сообщил министр, никогда за последние 60 лет учебный год в Украине не начинался в таких тяжелых условиях: военной агрессии со стороны России и сложного экономического положения.

«Тяжелее всего сейчас шахтерам Донбасса: необходимо восстановить разрушенные российскими боевиками учебные заведения, сделать все, чтобы там, где возможно, начать учебу 1 сентября», - подчеркнул С.Квит.

Не менее важно, по словам министра, предоставить детям и учителям психологическую поддержку, обезопасить их жизни и здоровья от последствий интервенции - мин и других опасных предметов. Министерство совместно с ЮНИСЕФ, ОБСЕ и Госслужбой по чрезвычайным ситуациям разработали видеоролики, плакаты, листовки и информационные буклеты по антиминной тематике, которые будут распространяться в Донецкой и Луганской областях. Также подготовлены Методические рекомендации по психологической поддержке детей, которые находились в зоне боевых действий.

«Важно, чтобы в других областях, куда вынужденно приехали переселенцы из Донецкой и Луганской областей, временно оккупированных Крыма и Севастополя заботливо относились к нашим детям. Министерство позволило упростить формальные процедуры приема в учебные заведения; все дети должны посещать детские сады, школы, профессионально-технические училища, чувствовать постоянную заботу, настоящую единство нашего народа», - подчеркнул С.Квит.

Министр остановился на вопросе предоставления информации о прививках детей, которые с родителями переселились в другие регионы Украины: «Ответственность за информацию о прививках детей возлагается на родителей. Если нет документов о прививках ребенка, то родители пишут расписку о том, имел ли ребенок прививки или нет».

Также С.Квит отметил, что необходимо содействовать трудоустройству педагогов, которые выехали с временно оккупированных территорий и зоны антитеррористической операции: «В совместном письме министра образования и науки и министра социальной политики содержатся подробные разъяснения, как принимать на работу педагогов с Донбасса, не имеющих всех необходимых документов».

Кроме того, министр подчеркнул, что в результате военных действий на востоке и ограничения финансов и энергоносителей, страну, в целом, и образование, в частности, ожидают серьезные испытания осенью и зимой. Предстоит решить проблему экономного расходования средств, энергетических и материальных ресурсов.

Как сказал С.Квит, сейчас готовится приказ об устройстве студентов из Донбасса, которые покинули места своего постоянного проживания, в высшие учебные заведения других областей Украины в качестве свободных слушателей на I семестр. Это необходимо для того, чтобы сохранить преподавательский и научный состав вузов Донбасса, дать время этим университетам на восстановление.

Среди ряда вопросов, которые затронул министр в ходе Коллегии, - чрезвычайно низкие зарплаты педагогов, недостаточная наполняемость школ: «Есть школы, которые лишь формально существуют на бумаге, там нет ни одного ученика, и мы их не можем закрыть. У нас очень большое количество преподавателей по сравнению с количеством учеников. За последние годы на треть уменьшилось количество учеников, а количество педагогов не изменилось».

С.Квит также проинформировал, что сейчас во многих регионах готовятся решения относительно возможных изменений в структуре учебного года: «Идут разговоры о 6-дневной учебной неделе для школ. Министерство, в принципе, в таких перемен не инициирует, потому что для детей это не очень хорошо. Но мы также понимаем, что могут быть разные ситуации с энергоносителями на местах. И поэтому, если ситуация потребует, то решение будут принимать местные органы власти».

В связи с этим, как отметил министр, действия органов управления образованием и руководителей учебных заведений должны согласовываться с родительской общественностью, соответствовать действующему законодательству, санитарным нормам и правилам, а мероприятия, которые будут проводиться, не привели к чрезмерной физической и психологической перегрузке учащихся.

«В сложившихся условиях необходимо, с одной стороны, решать текущие проблемы, с другой - уже сейчас думать о глубоком реформировании системы образования», - отметил министр.

Министр подчеркнул, что сейчас важно не допустить ухудшения материального положения педагогических работников или уменьшение уровня заработной платы, которое маскируется определенными предложениями по увеличению почасовой нагрузки; важно завершить процесс демонополизации влияния Министерства на экспертизу проектов учебников; внести изменения в нормативные акты относительно результатов деятельности местных органов управления образованием; усиление роли попечительских советов; освобождение педагогов от выполнения несвойственных им функций.

«На основании учета событий вокруг Крыма и российской агрессии против Украины необходимо внедрять новые модели воспитательной работы, которые будут базироваться на формировании патриотизма с учетом гражданских, государственных, военно-патриотических аспектов, объединяющей роли государственного украинского языка», - подчеркнул С.Квит.

Следующий шаг на перспективу, по словам министра, это - завершение разработки Закона «Об образовании», потом - других отраслевых законов: о дошкольное, общем среднем, профессиональном и внешкольном образовании, приведение украинского образования к стандартам Европейского Союза. Важными составляющими этого процесса будут:

- преодоление чрезмерной централизации управления образованием, передача полномочий и ответственности на уровень учебного заведения, в т.ч. прав самостоятельно выбирать программы обучения, учебники;

- оптимизация форм проведения государственной итоговой аттестации;

- демонополизация системы последипломного педагогического образования, переориентация ее на профессиональное развитие учителей, замена существующей системы аттестации педагогических работников системой сертификации педагогической деятельности в независимых центрах;

- взвешенный механизм оплаты всех видов работ в учебном заведении, по модели полного рабочего дня, и существенное повышение оплаты труда педагогов;

- стимулирование развития конкуренции между учебными заведениями, в т.ч. по принципу «деньги ходят за ребенком».

Во время заседания Коллегии состоялось широкое обсуждение проблемных вопросов развития дошкольного, общего среднего, внешкольного и профессионально-технического образования. В дискуссии приняли участие постоянные члены Коллегии МОН и представители из регионов.

В завершение министр С.Квит отметил: «Убежден, мы победим в войне, проведем реформы, преодолеем препятствия, которые стоят перед нашим образованием, мы введем образование на протяжении жизни. Все это мы сделаем нашей совместной работой, совместными усилиями и желанием».

Теги новостей: