26.01.2015, 19:41

На Южно-Украинской АЭС проводят масштабную модернизацию перегрузочной машины энергоблока

Реконструкция машины, предназначенной для перегрузки ядерного топлива на третьем энергоблоке ЮУАЭС, началась сразу после окончания технологических операций по выгрузке активной зоны реактора, перестановок в бассейне выдержки и контроля герметичности оболочек топливных кассет. Эта работа включена в Комплексную (сводную) программу повышения безопасности АЭС и является одним из главных реконструктивных процессов ремонтной кампании на блоке № 3, во многом определяя ее продолжительность - 119 суток (планово-предупредительный ремонт на третьем «миллионнике» стартовал 8 декабря 2014 г. и продлится до 5 апреля 2015 г.).

Необходимость масштабной модернизации вызвана моральным и физическим износом перегрузочной машины. «За 25 лет эксплуатации энергоблока №3 машина, обеспечивающая перегрузку топлива, ни разу не реконструировалась. За этот период уровень нормативных и технических требований значительно повысился. Поэтому пришло время кардинально обновить это оборудование, что обеспечивает, прежде всего, ядерную безопасность во время проведения транспортно-технологических операций с ядерным топливом», - комментирует ситуацию начальник участка электроцеха АЭС Владимир Чумак. Под его руководством работают специалисты, которые обеспечивают ремонт и релейную защиту реакторного и турбинного электрооборудования, и принимают непосредственное участие в нынешнем процессе реконструкции.<

Перегрузочная машина (ПМ) атомного энергоблока - сложный робот-манипулятор, механическая часть которого расположена в центральном зале реактора, пульт управления установлен снаружи гермооболочки. Масштабная модернизация коснется обеих составляющих машины: полной замене подлежат рабочая штанга, приводы перемещения, телевизионная штанга, все кабельные соединения (необходимо проложить 12 км нового кабеля) и др.

От предыдущего варианта останутся только металлоконструкции моста и тележки, передвигающейся по нему. Таким образом, будет полностью обновлено 90% оборудования. Существенно изменятся его надежность и функциональные возможности. Внедряемое оборудование имеет двухканальное строение со 100-процентным резервированием со стороны системы управления ПМ. На пульт управления машины заводятся показатели общестанционных датчиков (контроль сейсмического состояния, параметров среды в бассейне выдержки, пожарная сигнализация), а также данные аварийного осциллографа («черного ящика»).

Результатом всех перечисленных нововведений станет надежнее работа перегрузочной машины, повышенная точность выполняемых операций, которая, в свою очередь, позволит проводить процесс перегрузки с сокращением сроков. «Это будет первая в Украине перегрузочная машина серийного ядерного блока, техническими возможностями которой предусмотрены режимы работы с ядерным топливом различных типов и различных производителей*, - подчеркивает начальник цеха по ремонту реакторного оборудования энергоремонтного подразделения ЮУАЭС Сергей Шпирко.

- Проектом предусмотрены плавные переходы скоростных режимов, более высокая точность весомерных и координатных характеристик и, соответственно, меньшая погрешность выполнения операций. Отошли мы и от трехсекционного типа рабочей штанги, который используется на большинстве АЭС. Новая рабочая штанга двухсекционного исполнения, что снизит заполнения топливных сборок во время их вертикального перемещения и предоставит возможность выполнять внешний осмотр ядерного топлива в процессе перегрузки».

Вместе со специалистами энергоремонтного подразделения и электрического цеха ЮУАЭС в процессе реконструкции участвует персонал подрядных организаций - ООО «Кузнецовское наладочно-монтажное предприятие «Электроюжмонтаж» и ОАО «Южэнергострой». Всего в работах задействованы более 120 специалистов. Завершить модернизацию ПМ планируется за 30 суток.

*С 2005 года в активной зоне реактора энергоблока №3 вместе с российскими топливными сборками, которые используются на всех украинских АЭС, работают кассеты производства транснациональной фирмы «Westinghouse».

Теги новостей: