10.11.2015, 06:36

Что принципиально изменится с появлением полиции на дорогах - комментарии автоюриста

С 7 ноября милиция перестала существовать. Все функции контроля за правопорядком перешли в полицию. Также полиция начинает работать на дороге и контролировать выполнение Правил дорожного движения.

- Сейчас все говорят об изменениях в Правилах дорожного движения. Однако последним изменением там было ограничение движения грузовиков с массой более 24 тонн на дорогах местного значения. Остальные нововведения - это внедрение законопроектов правительства о полиции и изменения к нему, - говорит "Знай" Владимир Караваев, правозащитник, автор книги "100 аргументов против штрафов ГАИ". Он рассказывает об юридических изменениях, которые появятся с появлением на дорогах полицейских.<

Расскажите о системе штрафных баллов и скидки на штрафы. Это анонсировали ранее в пресс-службе полиции.

- Ежегодно всем водителям будут начислять 150 штрафных баллов. За каждое нарушение будут снимать 50 баллов. Когда баллы закончатся, водители будут вынуждены платить штраф. Также вводят бонусы - если человек в течение 5 дней платит за нарушения, имеет 50 процентов скидки. Если же задерживает платеж более чем на 30 дней - платит двойную пеню и штраф. Если свыше 61 дня не вносит средств, то дело передается в исполнительную службу.

На все виды нарушений действует такая бонусная система?

- Нет, она распространяется только на нарушения, зафиксированные устройствами видео- и фотофиксации. В остальных случаях штраф оплачивают по старой системе. Единственное, что изменилось, так это исчезла широкая вилка в назначении штрафа.

Что принципиально меняется с появлением полиции на дорогах?

- Полицейские не будут составлять протокол о правонарушении. Они станут выписывать только постановление. Так получилось, что было два законопроекта о работе полиции - правительственный 2562 и 2562-1 от президента. В одном из них говорилось о презумпции невиновности. Перед принятием законопроекта депутатами эту норму исключили, а вот протокол правонарушения не вернули.

На что это влияет?

- Фактически полиция получила больше прав, чем гаишники. Ранее протокол это был процессуальный документ, который фиксировал событие. В нем отражались доказательства объяснения виновного. Обращение в суд шло именно на основе этого документа. То есть сейчас для виновников не выделены места для письменного объяснения. Он может идти с ними в суд. Конечно, трудно поверить в то, что суд будет верить голословным объяснением, не фиксируемой даже на бумаге.

На прошлой неделе были сообщения полиции о том, что они евакуйовуватимуть автомобили, неправильно припаркованные. Полиция имеет право это делать?

- Механизм временного задержания транспортного средства предусмотрен законодательством. Однако там четко прописано, что это может делать уполномоченный представитель подразделения, отвечающего за безопасность транспортного движения, а не полиция. На полицию возложена функция контроля, у них нет ответственности по обеспечению безопасности дорожного движения.

К чему это может привести?

- К тому, что владельцы неправильно припаркованных машин будут массово подавать в суды на полицию и выигрывать дела.

Когда в полиции появятся все функции, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения?

- Нужно, чтобы Верховная Рада как можно быстрее приняла два необходимые законопроекты, а правительство - более полусотни постановлений. Например, ГАИ работало в 64 постановлениями. Однако у Кабмина не получится просто сделать автоматическую замену в этих документах с милиция на полиция. Их надо или переписывать, или полностью переделывать. Иначе быть не может, ведь полиция - это совсем другой орган по сравнению с милицией.

Сколько времени это может занять?

- По самым скромным оценкам, три месяца. Но в таком случае цряд должен работать круглосуточно. 

Теги новостей: