06.09.2016, 07:09

Бархатный сезон в Крыму: ласковое солнце, теплое море и пустые пляжи

В Крыму стартовал бархатный сезон. Местные власти продолжают рапортовать о большом количестве туристов, а местные жители с тоской вспоминают о тех временах, когда в курортных городках кипела жизнь во время летнего сезона отпусков...

В течение пролетевшего «высокого» сезона министерство курортов и туризма Крыма не переставало повторять, что в этом году несколько изменились приоритеты приезжих отдыхающих. Мол, их стал больше интересовать Западный Крым, и теперь этот регион по популярности вышел на уровень Южнобережья.<

Кстати, руководитель ведомства Сергей Стрельбицкий, который 3 сентября вместе с главой правительства Сергеем Аксеновым и некоторыми другими местными чиновниками впервые представил возможности Крыма на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке, обобщил количество нынешних отдыхающих по состоянию на 26 августа – 4 млн 25 тыс. При этом уточнил, что 39% из них пришлось на Южный берег, 38% ‒ на Западный, 18% ‒ на Восточный и 5% побывали в других местах.

Министерский официоз, собственно говоря, и мотивировал меня на старте нового, бархатного сезона отправиться в удаленный райцентр Черноморское. Наибольший населенный пункт, можно сказать, столицу овеянного романтикой странствий и древними легендами западного полуострова Тарханкут. Чтобы уже на месте и «наживо» как-то сверить официальную статистику с реальным положением пляжно-туристических вещей.

Такая возможность представилась буквально в первые минуты пребывания на черноморской земле, вернее ‒ на здешнем автовокзале. Две пенсионерки, видя в пассажирах автобуса из Симферополя своих потенциальных клиентов, сразу предложили «приличное жилье» в трех-четырех минутах ходьбы от моря, правда, с удобствами во дворе, за каких-то 300 рублей (примерно 115 гривен).

«Этим летом народа в Черноморское приехало много, в том числе и украинцев ‒ из Донецка, Днепра, Харькова, но не к нам, а к тем, кто размещал рекламу в интернете», ‒ ответила на мой вопрос о сезоне одна из них, Нина Андреевна.

Другой же случайный собеседник Петр Григорьевич, проживающий в поселке уже более полувека, а сам, этнический болгарин, родом из Одесской области, иного мнения. «До 14-го года, ‒ рассказал мужчина, ‒ чуть ли не в пять утра люди занимали места на пляже. А сейчас посмотрите ‒ свободно. Я сам одну из комнат своей двухкомнатной квартиры сдавал тогда курортникам. Теперь вот только родственники из Красноярска наведываются».

В пляжной зоне поселка, то есть вдоль всего побережья Узкой бухты, в первый день осени действительно большого скопления народа явно не наблюдалось. Достаточно прохладный бриз успел изрядно «пометить» песчаную береговую полосу на всем ее протяжении выброшенными водорослями. Хотя морская вода при этом оставалась достаточно прозрачной и ласково теплой, примерно +20-21.

Однако немногие отдавали предпочтение плаванию. Подавляющее большинство, как эта обособленная компания, то ли прибывшая из «ДНР», то ли только их сторонники на дальнем фоне газодобывающей платформы «Черноморнефтегаза», просто задумчиво коротали время под южным небом.

Остальные находили приют в тени редких пляжных деревьев. Или под старым советским памятником Ихтиандру верхом на дельфине посреди пляжа. Тем самым, который «списан» со знаковой киноленты «Человек-амфибия», в 60-ые годы прошлого века снимавшейся неподалеку, в «пиратских» гротах живописного урочища Атлеш.

Не было видно и желающих сдать ценные вещи в пляжные камеры хранения.

Зато отчаянные местные подростки, как водится, искали опасных для их здоровья и даже жизни приключений на ржавом старом пирсе.

На другом же конце Узкой бухты, под руинами античного городища Калос Лимен (с греческого переводится как Прекрасная Гавань), можно было спокойно уединиться или половить крабов.

В самом пропитанном античной историей городище тоже было пусто.

Почти вся необходимая для рядового туриста информация о городище Калос Лимен находится на выгоревшем от солнца щите. Рядом высится еще один исторический и одновременно действующий объект ‒ передний створный навигационный знак де-юре все той же украинской принадлежности бухты Узкой.

Буквально через дорогу от древнего греческого поселения развернуто строительство современной «итальянской деревни в Крыму».

Это, пожалуй, главный инвестиционный проект не только для двенадцатитысячного Черноморского, но и всего Западного Крыма в целом. Проект, как пишет местная пресса, также представлен на упомянутом выше форуме во Владивостоке. Строительство еще с осени 2014 года ведет группа компаний КСК ‒ первый профессиональный девелопер Крыма.

«Итальянская деревня в Крыму» будет состоять из семнадцати очередей: таунхаусов, вилл и коттеджей. В проект также включены объекты, обеспечивающие все потребности жителей: SPA-центр, рестораны, магазины, детская площадка, спортивный комплекс с банями, саунами, волейбольной и баскетбольной площадкой и теннисными кортами, аквапарк с несколькими бассейнами и горками, собственный пляж.

Комплекс планируют сдать в эксплуатацию во второй половине 2020 года. Президент КСК Николай Шалимов заявил в крымских СМИ, что на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 года его проектом заинтересовались итальянские инвесторы. Однако дальше дело, похоже, не пошло. Поэтому Шалимов с этим самым перспективным «итальянским» проектом поехал искать денежных клиентов на Дальний Восток. Может, поэтому темп монтажных работ на объекте в тот день трудно было назвать ударным.

Если говорить о каком-то оживлении, многолюдности в черноморский День знаний в целом, то ее более или менее создал и обеспечил приморский Комсомольский парк. Но прежде всего за счет местных школьников, которым родители элементарно устроили праздник. Поэтому в парке рядом с набережной работали многочисленные аттракционы.

И другая традиционная забава для молодых ‒ машинки и конные повозки с «любовной» металлической табличкой сзади.

Взрослых же посетителей «родом из СССР» ждало пиво за 60 рублей. И другие подобные напитки и блюда, включительно со стриптизом топлесс.

Или же другого любителя-гурмана ‒ только исключительно крымские полезные сладости и натуральные екодесерты. Но опять-таки очередей у торговых лотков с ними не устраивали. Более вообще никого не было видно.

«Людей в этом году вроде бы приехало немало, ‒ констатировала одна из уличных продавщиц Ольга, ‒ но вот берут они товар редко и мало. Невозможно «отбить» содержание точек на набережной. Плата и налоги постоянно повышаются. Раньше у меня было три точки, сейчас только две. Одним словом, стало труднее».

А вот ее коллега из сувенирной палатки тихо с оглядкой призналась, что «при Украине было лучше» и пока не построят мост, ситуация не улучшится. На мост как панацею возлагала надежды и работница экскурсионного бюро. У ее рабочего места за несколько часов так и не увидел ни одного клиента.

Впрочем, больше всего все же удивили в Черноморском в тот день не эти курортные детали, а отсутствие назойливой наружной политической рекламы. Ни в самом центре, где традиционно для крымских городов и крупных поселков торчит пролетарский вождь.

Ни на центральных улицах Кирова, Революции. Ни привычного для времени выборов билборда или ситилайта. Местный таксист подтвердил: его нет нигде в райцентре. Попал в глаза лишь один «безликий» баннер о дате выборов в Госдуму на въезде. А вот туристические указатели на перекрестках райцентра встречались.

Хотя сразу возникала вполне справедливая мысль: зачем дублировать название объектов на английском, если иностранных туристов днем с огнем, как говорится, здесь не найдешь? И не предвидится их появление при всем желании черноморцев, к которым до аннексии ездили преимущественно поляки и немцы, как минимум в обозримом будущем. Причем не только в Черноморском.

Анатолий Крымский, блогер

Теги новостей: