15.12.2016, 20:37

Новый наряд Савченко вызвал живой интерес: какой тайный смысл заложен в костюм нардепа

Леся Матвеева | Все новости автора

Наряд Надежды Савченко – типичный пример использования истории и исторической символики в пропаганде.

Появление на людях Надежды Савченко в головном уборе, который напоминал шапку-гетьманку, вызвало шквал колких комментариев. Однако на самом деле смеяться нет оснований.<

Наряд Савченко – типичный пример использования истории и исторической символики в пропаганде. Это почти поняли те, кто иронизировал по нардепу и называл ее "гетьманшей" и "княгиней Ольгой". Но не потому, что разгадали механизм воздействия, заложенный в костюм Савченко, а потому что персона, одетая в этот костюм, уже всем, как говорится, в печенках сидит.

Но дьявол кроется в мелочах, поэтому взглянем на нашу героиню с головы до ног. Знаменитая шапка привлекает внимание характерным раздвоением, которое отсылает сразу к двум эпохам. Первой является гетманская, где шапка, отороченная смушкой с характерным расширением спереди и украшенная двумя перьями цапли, была символом гетманской власти наравне с булавой и выполняла ту же символическую роль, что в странах Западной Европы играла корона и скипетр.

В западной традиции, к которой в 17 веке принадлежала Украина, которая входила в состав Речи Посполитой, власть монарха имела сакральное значение: он считался избранным Богом, ему приписывали чудодейственные свойства. Классический пример - вера в то, что король Франции может исцелять своих подданных от золотухи.

В Украине вера а божественность монарха вылилась в приписывание символического значения имени Богдан, с чего делался вывод о "богопосланности" Хмельницкого. Но поскольку на наших просторах наследственная монархия так и не утвердилась, гетманская шапка стала символом еще и силы духа и разума, которые позволяют достичь высшей власти в государстве.

Второй эпохой, к которой отсылает головной убор Савченко, - освободительное движение в период Второй мировой войны. В 20 веке частью национального военного строя стала шапка-мазепинка, которую сделали известной воины УПА. Она частично частично переняла форму гетманской шапки и стала олицетворять добровольную защиту своей земли, противостояние врагу за Лютеровим "на этом я стою, ибо не могу иначе".

Шапку Савченко дополняет пальто, которое своим силуэтом напоминает то, что в Украине 17 века назвали бы юпкою. В такой верхней одежде наряжались и жены гетманов и полковников. Однако юпка Савченко имеет две конструктивные ганджи, которые настораживают. Первый – слишком широкий покрой, второе – "восточный" узор на ткани. Все вместе создает ассоциацию с московским боярином. И после этого в голове уже остается только строка Михаила Брайчевского: "...и радостно молчит боярин Бутурлин".

Все это наталкивает на вопрос - то чего же хотели добиться авторы костюма Савченко? Возможно, они хотели предложить украинцам "истинно своего" лидера. Что может больше понравиться широкой массе - женщина, офицер, летчица, завоевала популярность устойчивостью в плену, происходит из обычной семьи. Такой себе "народный гетьман" в юбке.

В украинской истории был только один гетман с "народным" происхождением, за которым четко просматривались "уши Москвы". Это Иван Брюховецкий. Пять лет его правления - с 1663 по 1668 - начались с "Черной рады" 1663 года, во время которой московские послы "продавили" Брюховецкого путем манипуляций, насильственного захвата и инспирации казни его конкурентов. Сама Рада проходила в присутствии московского войска. Все свое правление Брюховецкий воевал с правобережным гетманом Павлом Тетерей и выполнял распоряжение Москвы.

Согласно подписанным им Московскими статьями 1665 года, в руки московских воевод передавался сбор налогов, московские гарнизоны появились в всех городах Гетманщины. Украина фактически становилась зависимой территорией.

Напрашивается риторический вопрос - так куда бы привела Украину "гетьманша" Надежда? (Здесь уместно русифицированное слово "гетьманша", ведь украинцы жену гетмана называли почтительно "госпожа гетьманова"). Неслучайно, что одним из мемов, посвященных модному дефиле Савченко, стал портрет Натальи Разум, матери гетмана Кирилла Разумовского.

Не только потому, что Наталья Разум происходила из казацкого рода. А и потому, что гетманом ее сын смог стать в значительной степени благодаря своему старшему брату Алексею, который был любовником императрицы Елизаветы Петровны – дочери Петра I, того самого, который уничтожил гетманскую столицу Батурин и разрушил Запорожскую Сечь.

Наталья Разум является ярким, хотя и малоизвестным примером того, когда высшая власть в Украине достается тому, кто нравится "императору всея России".

Но Савченко на роль "помазанницы" никак не тянет – и в этом секрет нашего везения. Это классический "Кривонос в юбке", то есть импульсивная особа, крайне податливая на воздействия, не обладает стратегическим мышлением. Фактически, "герой одного момента", который непродуманными поступками оставляет после себя разруху.

Олеся Исаюк - историк, Центр исследований освободительного движения

Теги новостей: