Кто бы ни сбил рейс MH17, российская репутация подорвана навсегда - ИноСМИ

Если и есть какое-то событие, характеризующее неразбериху и жестокость украинского конфликта для большей части мира, то это уничтожение рейса MH17 «Малайзийских авиалиний» 17 июля 2014 года. Был шок и горе от потери 298 человек, летевших на коммерческом авиалайнере, которые не имели ничего общего с войной на земле; было безалаберное и порой кощунственное обследование места крушения; и были едкие взаимные обвинения в ответственности за трагедию.
Голландское расследование подтвердило догадки
Расследование в Нидерландах, которое, кажется, было безупречным во всех отношениях, подтвердило то, о чем подавляющее большинство людей думало, что знает: самолет был сбит в зоне военных действий ракетой российского производства «Бук». В отчете также высказана критика как в адрес украинских властей, так и в адрес практики коммерческих авиакомпаний.<
Украинские власти были осуждены в докладе за то, что оставили воздушное пространство над восточной Украиной открытым, несмотря на свидетельства того, что самолеты могут быть сбиты на гораздо больших высотах, чем прежде, — другими словами, что произошли изменения в возможностях воюющих сторон. В адрес коммерческих авиакомпаний было также высказано осуждение за то, что они не уделили достаточно внимания тому, с какими опасностями их самолеты могут столкнуться из-за военных действий на земле, с намеком, но не более того, что коммерческие решения могли бы быть пересмотрены ради безопасности. Изменения были внесены или вносятся в настоящее время в результате этого расследования.
Зияющей дырой в голландском докладе, конечно, было отсутствие выявления виновности. И хотя это было неудивительно — следователи неоднократно подчеркивали, что вопрос вины выходит за рамки их мандата и будет рассматриваться в качестве отдельного уголовного расследования, — это оставляет, пожалуй, самый большой вопрос без ответа. Кто сбил МН 17?
Путин в Кремле сидел и думал, как еще более ухудшить ситуацию
Не то, что это остается вопросом для многих людей. Если вы спросите любого на почти любой улице любой западной страны, ответ будет ясен: виновником является президент России Владимир Путин. Впечатление осталось — и западные сторонники киевских властей не сделали ничего, чтобы его опровергнуть, – что Путин в Кремле сидел и думал, как еще более ухудшить ситуацию, и рейс MH17 стал ответом.
Но не все так просто. «Бук» российского производства не совсем такой, как российский «Бук», и даже если он получен из России, это не значит, что этот «Бук» был поставлен с одобрения российских властей. Даже если предположить, что Министерство обороны РФ или, например, Кремль, приняли решение поставить повстанцам на востоке Украины такое оружие, сама идея, что оно было поставлено с намерением сбить гражданский авиалайнер является абсурдной.
Правовые и этические вопросы здесь напоминают мне дилеммы на вступительных экзаменах для поступающих в Оксфорд или Кембридж. Украинцы и русские имели тесные военные отношения на протяжении десятилетий, как до, так и после распада Советского Союза. Обе страны имеют ракетные комплексы «Бук»; тот «Бук», о котором идет речь, мог уже находиться на Украине и был приобретен повстанцами, или он мог быть перевезен через границу из России, — как говорит о том видео, которому, возможно, не стоит доверять.
Если Россия сознательно поставляла оружие боевикам, которое было более современным и сложным, чем они могли использовать, то она может быть частично виновна — но так ли это? Другая теория состоит в том, что ракетные комплексы были на самом деле укомплектованы и находились под управлением российских военных. Если это так, то были ли они добровольцами (по сути, наемниками) или действовали по приказу из Москвы? Это важно.
Последствия для России - огромны
Какой бы ни была правда — а мы еще не знаем всей правды, несмотря на распространенные предположения о российской вине, — в этом деле давно уже есть то, о чем можно сказать с уверенностью. Политические и материальные последствия для России — огромны. Репутация российских властей и лично Путина подорвана навсегда. Западные санкции были заметно усилены в связи с этой трагедией, а солидарность ЕС, казавшаяся шаткой, упрочилась. Как следствие этой трагедии, возможно, стало продолжение войны на восточной Украине.
В ретроспективе может оказаться, что цена, уплаченная повстанцами, была даже выше, так как эта чудовищная ошибка, — если это была ошибка, — в конечном итоге стоила им жизненно важных отношений с Москвой. Кремль не может сразу открыто показать это по неоправданным причинам национальной гордости. Но поддержка из Москвы — всегда, на мой взгляд, излишне подчеркнутая — пошла на спад с прошлой осени.
Так как Путин переключил внимание на Сирию, то повстанцы на восточной Украине в основном оказались брошены на произвол судьбы. Соблюдается режим прекращения огня по соглашению «Минск-2», возможно и политическое урегулирование. Обратным долгосрочным результатом катастрофы рейса МН17 может стать даже сохранение Украины (без Крыма) как унитарного государства.
По материалам "The Guardian"
Также читайте: Кремль срочно затирает материалы в интернете после доклада комиссии по Боингу