09.07.2016, 07:57

Построить Керченский мост оказалось труднее, чем мечтать и рассказывать о строительстве

Россия официально сдвинула сроки открытия железнодорожной части Керченского моста на год - на декабрь 2019 года. А есть ли уверенность в том, что мост все таки будет сдан в эксплуатацию?

Пресловутый Керченский мост – пародия на советские «великие стройки». Все коммунистические проекты имели, прежде всего, идеологический, мобилизующий компонент. Об экономической целесообразности думали в последнюю очередь. Многие «ударные проекты» так и не завершили, «закопав» миллиарды народных денег. Те, что удалось довести до ума, не заработали на полную мощь, либо изначально были экономически бессмысленными. Например, разрекламированная в своем время Байкало-Амурская магистраль.<

Теперь советская история повторяется в виде фарса. Итак, следите за руками кремлевских чиновников. 4 июня российский министр транспорта России Максим Соколов проинспектировал объект, заверив, что стройка моста идет по графику. Затем пресс-служба Минтранса распространила информацию об отправке на работы студенческих (!) стройотрядов. И уже на следующий день министерство официально сдвинуло сроки открытия ж/д части моста на год – с декабря 2018 на декабрь 2019 года. И это называется «все идет по графику»? И это с учетом того, что сам переход еще не начинали возводить. Пока ведутся работы по укладке так называемого вспомогательного моста по доставке грузов и материалов.

Мнения независимых экспертов разделились. Условные пессимисты обоснованно полагают, что мост невозможен априори, его технически трудно возвести. Администрации президента проект нужен только в пропагандистских целях и для «распила». Речь идет о больших деньгах. Федеральное предприятие Упрдор «Тамань», выступающее заказчиком проекта, озвучило очередную цифру в 227,92 млрд рублей, что на 380 млн рублей меньше предельной стоимости проекта, утвержденной российским правительством еще в январе 2015 года.

Как известно, возведением транспортного перехода занимается предприятие «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга – одного из ближайших друзей президента Владимира Путина. Он в числе первых попал под персональные западные санкции после аннексии Крыма и начала бойни на Донбассе. Глава государства выделил другу детства нехилую «компенсацию». Кстати, там не только мост, но и печально известная система дорожных поборов «Платон», приватизация крупных активов, участие в иных государственных заказах.

Условные оптимисты, соглашаясь с техническими трудностями проекта, настаивают, что для Кремля мост имеет большое символическое значение. Следовательно, некое сооружение таки построят. Себестоимость, трудозатраты, окупаемость вообще никого в Москве не волнуют. Аннексия тоже не была экономически обоснованной операцией, но Кремль на нее решился, утверждают они.

Звучит парадоксально, но правы и те и другие. Да, первоначальный проект не учитывал особенностей грунта в проливе. Только недавно в российском правительстве задумались над этим. Подрядчики плевали на такие «мелочи». Ведь, как в славные коммунистические времена, важен не столько результат, сколько сам процесс. Для них главное правильно освоить выделенные деньги, но тут начались самые большие проблемы. Сакраментальная фраза премьера Дмитрия Медведева «денег нет», произнесенная в Крыму, была адресована не только местным пенсионерам, но и прочим деятелем, рассчитывавшим на бюджетное корыто. Денег нет и на другие грандиозные проекты. На космодроме «Восточный», например, рабочие решились на очередную забастовку. Им не платят зарплату.

Аналогичная ситуация, судя по всему, возникла на строительстве Керченского моста. И министерству срочно пришлось подключать студентов. Заодно создавать нужный информационный шум. Осталось только дождаться бодрых телевизионных отчетов о студенческих свадьбах на недостроенном мосту и первых детях, рожденных там же. Все это уже было в советские времена на «ударных комсомольских стройках».

Некоторые крымские «ватники» начинают понимать, что пресловутый мост нужен не для решения логистических задач полуострова и повышения уровня жизни населения, а для персонального обогащения небольшой группы лиц, приближенных к Кремлю. Москва и без всякого моста обеспечивает всем необходимым военных, спецслужбистов, полицию и командированных бюрократов. Остальные ее не интересуют. И чем дольше будет продолжаться «банкет», тем лучше для московских клептократов. Отсюда постоянные переносы сроков и корректировки суммы расходов на строительство.

Как дальше будут развиваться события со стройкой в проливе, никто из российского правительства гарантировать не может. Обратите внимание, горизонт планирования у них находится на уровне 2018-2019 годов. Далее никто на Старой площади не заглядывают, предпочитая жить по принципу «либо ишак подохнет или падишах умрет».

Возможно, в конечном итоге публике представят некое подобие моста. С помпой перед телевизионными камерами разрежут красную ленточку, а уже на следующий день переход закроют на доработку. Или существенно ограничат движение транспорта. Например, пустят только легковые автомобили, а грузовики только после предварительных работ по «укреплению» конструкции. С железнодорожной частью полотна ситуация, судя по всему, вообще непонятная. Ее запуск могут перенести на неопределенное время. Дата на конец декабря 2019 года – весьма и весьма условная.

Сергей Стельмах, политический обозреватель

Теги новостей: