vchaspik-global-message
 
to home
20:09, 12.10.2016

Кадыров установил в Чечне тираническое правление - The Guardian

Кадыров установил в Чечне тираническое правление - The Guardian

Жители Чечни рассказывают о широкомасштабных репрессиях, непрекращающемся давлении и постоянных унижениях ллюдей. Говорят, что это еще более невыносимо, чем бомбежки и артобстрелы, которые они пережили во время войны.

Власти кадыровской Чечни развернули широкомасштабные репрессии против тех, кто осмеливается критиковать режим, и важнейшая часть этой стратегии - публичное унижение несогласных. Для многих чеченцев это еще более невыносимо, чем бомбежки и артобстрелы времен войны.

Айшат Инаева, социальный работник из небольшого чеченского городка, не критикует печально знаменитого регионального лидера Рамзана Кадырова вслух. Не осмеливается. Но она распространила через мессенджер "WhatsApp" обращение, в котором умоляла его войти в положение обычных людей, «вытолкнутых за черту бедности» местными чиновниками. Обращение стало стремительно распространяться среди чеченских пользователей мессенджера.

Примерно через неделю Инаева оказалась в студии государственной телекомпании «Грозный». Рядом с ней был муж, а напротив нее - глава республики. Ее заставили публично извиняться за свою «ложь».

«Вы помогаете [бедным]… Я заблуждалась, я не знала, как и почему вы делаете это», - говорила она Рамзану Кадырову, склонив голову. Потом слово взял ее муж, обвинивший себя в том, что «позволил ей распространять всю эту ложь».

16-минутный сюжет в программе новостей был понятным посланием к чеченской публике: если вам что-то не нравится, держите рот на замке или готовьтесь к позору.

Публичное унижение - часть стратегии искоренения несогласия в республике, взятой в последнее время на вооружение Кадыровым. Уже около десяти лет назад молодой лидер установил в Чечне тираническое правление.

Свободная пресса перестала существовать, а немногочисленные журналисты независимых российских и иностранных изданий, которые рассказывают о постоянно творящемся в республике беззаконии, постоянно становятся объектами оскорблений, необоснованных задержаний и даже насилия со стороны местных правоохранительных органов и их подручных.

Но жестче всего обходятся с самими чеченцами. Тех, кто осмеливается критиковать власти в соцсетях, все чаще выслеживают и наказывают.

В недавнем докладе "Human Rights Watch" описано несколько случаев, когда местные власти мстили тем, кто проявлял недовольство руководителями Чечни и их политикой. Подавление несогласия особенно интенсифицировалось в последние 18 месяцев; даже за самую мягкую критику в соцсетях безжалостно наказывают - людей беззаконно задерживают, похищают, угрожают убийством, обходятся с ними жестоко и унизительно, и не только с ними самими, но и с членами их семей.

Цель этих широкомасштабных репрессий - постоянно напоминать чеченцам о тотальном контроле Кадырова и предотвратить утечку из Чечни негативной информации, которая могла бы подорвать поддержку из Москвы.

В результате очень немногие в Чечне решаются на такие поступки, как тот, что совершила Инаева. А если они осмелятся, долго ждать расправы не придется.

В апреле Рамазан Джалалдинов, житель горного села недалеко от границы с Дагестаном в возрасте пятидесяти с лишним лет, опубликовал в интернете видеообращение, приуроченное к ежегодной телевизионной «прямой линии» с Владимиром Путиным.

Он жаловался на то, что его село Кенхи со времен чеченских войн остается в руинах, а местные чиновники погрязли в коррупции. Видео стало популярно, многие в Чечне и других регионах России сделали его перепосты.

Опасаясь преследования со стороны властей, Джалалдинов бежал в Дагестан и проследил, чтобы его сыновья тоже покинули Чечню. Но в мае, через четыре недели после того как телекомпания «Грозный» показала сюжет, где односельчане называли Джалалдинова лжецом и мошенником, полиция пришла за его женой и дочерьми в возрасте 17, 12 и 10 лет.

Дюжина вооруженных мужчин в масках вломились в дом среди ночи, вытащили жену и детей Джалалдинова из постелей и забрали в местный отдел полиции. Полицейские заперли младших дочерей в комнате одних, а их мать и старшую сестру избили, сказав, что это наказание за те неприятности, которые причинил им глава семьи.

Один из офицеров, как рассказывают, несколько раз выстрелил из пистолета поверх головы жены Джалалдинова и начал душить ее дочь, требуя, чтобы они уговорили Джалалдинова публично принести извинения. После допроса полицейские отвезли женщин на административную границу Чечни с Дагестаном, приказав им никогда не возвращаться. Этой же ночью их дом сожгли.

Через несколько недель в эфире телекомпании «Грозный» появилось извинение Джалалдинова: «Я извиняюсь. Это была ошибка. Прошу таких людей, как я, не ошибаться. <…> Сейчас говорят, что меня напугали, заставили… Я сам, по собственному желанию это обращение делаю. <…> Рамзан восстановил это село».

Чеченские власти сказал ему, что, опубликовав это заявление, он сможет вернуться в Чечню со своей семьей.

Кадыров объявил в инстаграме двум миллионам своих подписчиков, что «какие-то нездоровые силы стремятся использовать жителя села Кенхи Рамазана Джалалдинова в своих грязных и очень неблаговидных целях», но, к счастью, «Рамазан нашел в себе силы и мудрость разобраться в происходящем, не поддаться на их уловки», и его извинения приняты.

Наказывают даже тех, кто скрывается под псевдонимами или пишет в закрытых группах в соцсетях. В конце прошлого года 35-летний преподаватель Грозненского университета Хизир Ежиев переписывался с друзьями в закрытой группе в фейсбуке. Когда кто-то упомянул совершенный Кадыровым хадж, Ежиев написал, что в наши дни в Мекку пускают кого попало.

Через несколько недель четверо мужчин затолкали Ежиева в машину и увезли. Еще несколько недель спустя нашли его изуродованное тело. Власти заявили, что он упал со скалы.

На следующий день после похищения Ежиева (по чистому совпадению, без всякой связи с той историей) была опубликована видеозапись, на которой молодой человек в нижнем белье нарезал круги по беговой дорожке со словами: «Я Адам Дикаев из села Автуры. Я думал, что меня никто не найдет, и написал в инстаграме [под другим именем] то, что не должен был писать. Меня нашли и сняли с меня штаны. Я понял, что я никто. Теперь Путин мой отец, дед и царь…»

В чем его преступление? Он оставил в соцсети непочтительную запись о низкопоклонстве Кадырова перед Путиным. С помощью видео власти показали чеченцам, до какой степени они готовы унизить свой народ.

За последний год многие рассказывали о подобных случаях в Чечне, описывали широкомасштабные репрессии, непрекращающееся давление и постоянные унижения. Кто-то даже говорит, что это еще более невыносимо, чем бомбежки и артобстрелы, которые они пережили во время войны.

«Мы вынесли войну и сохранили честь, но сейчас они [власти] отнимают у нас честь, и мы, пережившие войну, не можем с этим жить», - сказал один житель Грозного, просивший не называть его имя.

Таня Локшина, The Guardian