11.09.2019, 20:14

Тронь Сергей Николаевич: автобиографическая проза Генри Миллера

Ольга Станішевська | Все новости автора

Тронь Сергей Николаевич, осмысляя творчество Генри Миллера с позиций истории мировой литературы, пишет о том, что Миллер принадлежит к числу писателей, оказавших влияние на целую эпоху. В первую очередь – потрясающей смелостью своего стиля, который одновременно и навлек на автора множество проблем. Долгое время его книги не издавали в Америке, однако в итоге Миллер стал самым влиятельным контркультурным автором середины XX века.

Его стиль, подчеркивает Сергей Тронь, находясь в общехудожественной парадигме литературы «потока сознания», действительно поражает своей смелостью. Миллер сплетает в единое текстуальное полотно жизненные впечатления, культурные отсылки, ассоциации и размышления. И все это – в кодировке, которую Юнг назвал бы символами индивидуального бессознательного. Символическая система, понятная до конца только автору и состоящая из очень личных ассоциаций, метафор, особенностей восприятия подается читателю как текст, который тот может расшифровать так, как ему заблагорассудится – тут автор снимает с себя всякую ответственность. <

Тронь Сергей Николаевич: особенности стиля Генри Миллера

Можно назвать этот подход постмодернистской игрой, однако, в отличие от постмодернистских авторов, у Миллера нет задачи выстроить некий дополнительный план восприятия текста, доступный лишь тем, кто понимает отсылки в тексте. Напротив, указывает Сергей Николаевич Тронь, для Миллера текст – это синкретическая модель, подобная самой жизни, где живые впечатления неизбежно перемешиваются с потоком носящих индивидуальный характер метафор, возникающих при осмыслении этих впечатлений.

В этом весь Миллер – зарисовки из нью-йоркской или парижской жизни, наполненные живым чувством и отражающие уникальное авторское восприятие, перемежаются страницами, наполненными всем, что только приходит в голову автору: образы, в которых повседневность перемешивается с артефактами классической культуры, множатся, чередуясь друг с другом без всякой очевидной логики, подчиняясь внутреннему мироощущению писателя, отмечает Тронь.

Сергей Тронь: особенности стиля Генри Миллера

Одним из наиболее емких и отражающих особенности творчества Миллера произведений является его трилогия, в которую входит «Тропик Рака», «Тропик Козерога» и «Черная весна».

Неудивительно, пишет Тронь Сергей Николаевич, что тогдашнему послевоенному американскому обществу, ориентированному на консервативные ценности, творчество Генри Миллера показалось шокирующим – и описываемые им подробности творческой богемной жизни в среде писателей и художников, и размышления, касающиеся природы творца в современном мире.

Миллер, как человек, принадлежащий эпохе модерна, отвергал моральные правила, устои и традиционные социальные формы поведения. Он решительно порвал со своей семьей, достаточно скептически относился к институту брака, да и вообще культивировал здоровый эгоизм творческого человека, который, в тот момент, когда он со всех сторон обложен обязанностями перед семьей, работой и обществом, вдруг вырывается из этого контекста, резюмирует Сергей Тронь.

Сергей Николаевич Тронь: «Тропик Рака» и «Тропик Козерога»

Сквозь все творчество Генри Миллера проходит красной нитью это желание – не быть обусловленным навязанными обществом стереотипами поведения и восприятия, делает вывод Сергей Николаевич Тронь. Этому посвящены полные красок индустриальной урбанистической поэтики описания Нью-Йорка 40-х в «Тропике Козерога», где его проза проникнута ритмами городской поэтики современного мегаполиса. Об этом же повествует и «Тропик Рака», наполненный автобиографическими впечатлениями писателя от жизни в Париже.

Надо также отметить, указывает Тронь, что все романы Генри Миллера автобиографичны – отличия между произведениями лишь в том, насколько сильно изменен художественным замыслом первоначальный жизненный материал. И это тоже характерно для писателя эпохи модерн – сделать свою жизнь частью бесконечного литературного опыта.