29.03.2016, 21:43

Детская игра помогла ученым раскрыть секреты принятия решений

Ольга Соломаха | Все новости автора

facebook tweeter live rss

Простота игры в «Камень — ножницы — бумагу» помогла ученым заметить психологические эффекты, которые заставляют игроков отходить от оптимальной стратегии выбора, ведущей к победе с наиболее высокими шансами. Как оказалось, отклоняться от идеального выбора игроков заставляют индивидуальные психологические закономерности.

Правила игры в «Камень — ножницы — бумагу» не дают преимущества ни одному из вариантов выбора. Однако выигрыш в ней определяет не только случай, но и психология игроков. Как пишут профессор канадского Университета Райерсона Джейми Линтаг (Jaimie Lintag) и его коллеги, игра предоставляет довольно редкую возможность наглядно наблюдать, как определённые особенности психики заставляют нас отклоняться от оптимальной стратегии выбора. Учёные исследовали их, анализируя результаты игры добровольцев против компьютера.<

Несмотря на то, что математически обоснованная стратегия победы предлагает выбирать «камень», «ножницы» и «бумагу» с одинаковой частотой, люди чуть чаще (в 35,6 процента случаев) отдают предпочтение «камню». Возможно эту фигуру неосознанно ассоциируют с тяжелым и надежным орудием. К «бумаге» или «ножницам» склонностей не обнаружилось. Их выбирали в 32,2 и 32,1 процента случаев соответственно. Случайно проиграв в одном раунде, в следующем игроки реже, чем при простом случайном выборе, прибегали к комбинации, которая обернулась проигрышем.

Анализ сотен игровых раундов выявил и ещё одну особенность. После того как фигура принесла поражение, следующая выбиралась «ступенькой ниже» (например, «бумага» после «ножниц»), а если предыдущий раунд заканчивался ничьей, то «ступенькой выше» (например, «камень» после «ножниц»). Эти тенденции сохраняются и на третьем ходе игры, хотя и менее выражены.

Лучшей стратегией все же остается случайный стохастический выбор, однако обнаруженные ими психологические тонкости могут использовать увлеченные игроки, вырабатывая свои подходы к победе. Возможно, подобные эффекты влияют на наш выбор и в более серьезных вопросах, включая экономические и политические.

В 2013 году в Японии был сконструирован робот, побеждающий человека в игре «Камень — ножницы — бумага» со стопроцентным результатом. Выигрыш достигается не с помощью определенной стратегии, а за счет анализа движений руки человека с помощью высокоскоростной камеры.

Теги новостей: 
facebook tweeter live rss