03.07.2016, 19:52

Ученые узнали, сколько будет существовать жизнь на Земле

Юлия Градовская | Все новости автора

Многие ученые основными факторами исчезновения человечества называют неконтролируемый искусственный интеллект, падение огромного астероида или усугубление климатических изменений.

Вместе с тем, изучение объективных процессов во Вселенной дает возможность понять, сколько может просуществовать жизнь на Земле без влияния антропогенных факторов и принесенных из космоса катастроф.<

В частности, группа ученых из Гарварда и Оксфорда спрогнозировала, сколько может существовать жизнь вокруг пригодных для этого звезд. Результаты исследования опубликованы на сайте arxiv.org. Как выяснилось, период, в течение которого жизнь может развиваться и существовать вблизи звезды, напрямую зависит от продолжительности жизни самой звезды. При этом, исключение из подобного правила может быть в случае, если звезда прекращает свое существование по неестественным причинам, например, в результате столкновения с другим небесным телом или под воздействием какой-либо иной разрушительной силы.

Как отмечают ученые, жизнь может возникнуть в зоне расположения звезды, которая в 0,08 — 3,7 раза тяжелее Солнца, при этом, весьма примечательно, что продолжительность существования жизни на таких планетах обратно пропорциональна весу звезды, то есть, чем звезда легче, тем дольше могут существовать живые организмы. Самые распространенные во Вселенной звезды, красные карлики, которые отличаются относительно небольшим весом, могут существовать и поддерживать вокруг себя жизнь, по данным ученых, в течение десяти триллионов лет.

Звезда может сделать непригодными для жизни условия на близлежащих планетах

Звезды, похожие на наше Солнце, в процессе своей эволюции переживают различные стадии развития, начиная от желтого карлика и трансформируясь в субгигант и красный гигант, а затем, спустя 10 миллиардов лет превращаются в так называемого «белого карлика». В любой из этих периодов звезда может сделать непригодными для жизни условия на близлежащих планетах. Процесс возникновения звезд, как отмечают исследователи, начался спустя 30 миллионов лет после Большого взрыва. Планетные системы начали появляться намного позже — лишь после того, как взрывы сверхновых сформировали второе поколение светил. Ученые отмечают, что именно это событие и является точкой отсчета существования жизни во Вселенной, которая ограничивается продолжительностью жизни самых стабильных звезд, а она составляет порядка 10 миллиардов лет.

Вместе с тем, как уже сказано выше, причиной проблем человечества могут стать события, которые теоретически возможны уже в самое ближайшее время. В частности, американские ученые предупредили о том, что, возможно, в скором будущем Земля столкнется с крупным астероидом, что приведет к уничтожению одного материка. Специалисты космического агентства NASA наблюдают за космическим телом 1997 XF11 уже много лет, и существует вероятность того, что через 12 лет он станет причиной катастрофы на планете.

Как сообщают западные информагентства, ученые небезосновательно полагают, что огромный метеорит, длина которого составляет около 2,5 километров, может уничтожить целый материк и все живое не только на нем, но и на всей Земле. Космический объект на огромной скорости летит к Земле, и, по подсчетам, в 2028 году она окажется на расстоянии 900 тысяч километров от нашей планеты, при этом, часть специалистов говорят о большом риске столкновения с Землей, вместе с тем, есть и те, кто отрицает такую возможность.

Планете могут грозить и другие масштабные неприятности

Могут грозить нашей планете и другие масштабные неприятности, из-за которых жизнь может исчезнуть, в частности, американские и европейские геофизики не исключают возможную потерю Землей и похожими на нее экзопланетами гидросферы, а также воды из их газовых оболочек. Как следует из результатов исследования, опубликованных в специализированном журнале Geophysical Research Letters, катастрофа может произойти в случае, если на небесных телах будет достаточно сильный «электрический ветер». На примере планеты Венера ученые изучили потерю воды землеподобной планетой, находящейся в зоне обитаемости. В атмосфере второй по удаленности от Солнца планеты воды до ста тысяч раз меньше, чем на Земле. Это, как отмечают эксперты, обусловлено «электрическим ветром» — сильным электрическим полем, которое способно разогнать и выбросить в космос не только легкие ионы водорода, но и более тяжелый кислород.

Сила электрического поля Венеры в верхних слоях ее атмосферы примерно в пять раз больше, чем у Земли. Причину такого различия ученые объясняют более интенсивным ультрафиолетовым излучением, приходящим на Венеру от Солнца, и ее близким расположением к светилу. Ученые подчеркивают, что на ранних этапах развития нашей Солнечной системы Венера и Земля были наиболее похожими друг на друга планетами, однако в дальнейшем Венера потеряла воду. Проведенное учеными исследование позволяет понять причины происшедшего, вместе с тем, геофизики полагают, что сделанные ими выводы могут быть справедливыми также и для Марса, атмосфера которого в настоящее время изучается при помощи станций MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution) и Mars Express.