08.12.2020, 22:54

На километр ниже океанского дна нашли организмы, которые живут при +120 градусах Цельсия

Марина Началова | Все новости автора
океан

На глубине почти 1200 метров ниже океанского дна обнаружены микроорганизмы-гипертермофилы, которые живут в среде с температурой до +120 градусов Цельсия.

Открытие сделала международная команда ученых во главе с Каем-Уве Хинриксом из Бременского университета, анализируя образцы из зоны субдукции у побережья Японии, передает Час Пик со ссылкой на зарубежные ресурсы.

Исследователи, используя японское исследовательское судно Chinkyu, проводили бурение в Нанкайской впадине, которая растянулась почти на 900 километров вдоль восточного побережья острова Хонсю. Были подняты образцы с глубины почти 1200 метров ниже уровня дна океана. Эта зона сейсмически активна, горячие слои литосферы находятся выше, чем в других местностях, поэтому уже на глубинах от 1000 метров температура превышает 100 градусов Цельсия.

Ученые обнаружили, что по мере увеличения глубины плотность микробной популяции уменьшается, а при достижении температуры среды 45 градусов Цельсия - почти исчезает.

В более глубоких слоях практически не наблюдается живых клеток, однако в то же время растет концентрация бактериальных эндоспор, которые могут пережидать самые неблагоприятные условия. Максимальное их количество наблюдается при температуре 85 градусов Цельсия. Ученые полагают, что некоторые микроорганизмы способны переходить в вегетативное состояние, дожидаясь более благоприятных условий для существования, на очень долгое время, сравнимое с временными масштабами геологических процессов.

Однако вегетативные клетки были обнаружены еще ниже - на глубинах, где температура достигает 120 градусов Цельсия. При огромном давлении вода при такой температуре не кипит, но насыщена сульфатами и прочими солями. В такой среде способны выживать уксуснокислые и сульфатредуцирующие микробы-гипертермофилы, которые и были обнаружены на глубине почти 1200 метров под дном океана.

Флуоресцентная микрофотография клеток из образцов: слева - с глубины 652 метров (температура 76 градусов Цельсия), справа - 1177 метров (120 градусов Цельсия).

Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик