27.07.2016, 21:37

Последний из могикан: Стахановский "казак"-террорист Павел Дремов (Батя)

Ольга Кихтенко | Все новости автора
Павел Дремов
Русский

12 декабря 2015 года погиб "последний из могикан" так называемой "Луганской народной республики", командующий "Первым казачьим полком имени Платова" казачий атаман "Батя" – Павел Дремов. Он стал пятым влиятельным боевиком, которого ликвидировали в 2015 году.

О жизни Дремова до войны известно немного. Он родился в Стаханове в 1976 году и жил с мамой.

"Ополченец Павел"

Довоенную биографию "Бати" вряд ли можно назвать героической.

В одном из интервью Дремов заявил, что служил в украинской армии, "которая послала его воевать в Приднестровье "под пули", что маловероятно даже не потому, что украинская армия не воевала в Приднестровской войне, а потому, что в 1992 году Дремову было 16 лет.

Дремов

Обычно в СМИ его называют каменщиком, но доподлинно известно, что в мирное время главарь стахановских казаков работал на автомойке. В Стаханове уверяют, что Дремов имеет судимость за пьяную резню, но доказать это не удалось, поскольку Стахановская милиция довольно быстро "перешла на сторону народа" при активной помощи самого Дремова. Впрочем, старая фотография на сайте МВД, где Дремов до сих пор находится в розыске, свидетельствует о том, что ранее "Батя" все-таки привлекался. Во всяком случае, его портрет с подбитым глазом у милиции сохранился.

Дремов

Он был активистом местной казачьей организации, связанной с российским "Всевеликим войском Донским".

Звезда Павла Дремова взошла в апреле 2014 года, когда он стал участником сепаратистских и антимайдановских митингов, завершившихся штурмом и захватом Управления СБУ в Луганской области.

В то время в Стаханове, как и в других городах Донбасса, регулярно проходили митинги "сторонников федерализации". Сначала Дремов выступал в числе других ораторов "из народа" и назывался просто — "ополченец Павел". На первых записях он еще совсем не похож на легендарного Батю", которого в дальнейшем вылепила из него российская пропаганда. Весной 2014-го Дремов еще не считал себя казаком и не носил бороды и усов.

Дремов

Природные способности и ораторский талант позволили ему выдвинуться в лидеры местной вооруженной группировки. Весной на митинги ходило еще довольно много людей, и некоторые узнавали среди "ополченцев" своих знакомых. Также узнали и Дремова, который всю жизнь прожил в бараке на Борисовке (район в Стаханове – прим. ред.) И имел прозвище "Паша Локатор" за большие оттопыренные уши.

3 мая 2014 года Павлу Дремову выпал наконец удобный случай поквитаться с украинской правоохранительной системой. По окончании митинга на центральной площади Стаханова он повел толпу на горотдел, чтобы "склонить милицию на сторону народа". В горотделе этому особо не сопротивлялись. На все про все у сепаратистов ушло всего 12 минут. После недолгих переговоров с милицией, под крики "Россия! Россия!" и "Украины больше нет" боевики проникли в здание и заменили украинский флаг над ним на флаг СССР.

Однако затем взгляды Дремова разошлись с тогдашним главарем самопровозглашенной "ЛНР " Валерием Болотовым. Дремов считал, что нужно действовать быстро, формировать вооруженные отряды и установить власть сепаратистов в максимально возможном количестве населенных пунктов, а Болотов занял выжидательную позицию, вероятно, надеясь на прямую российскую интервенцию.

После того, как власть в Стаханове захватили казаки, Дремов уже вовсю мелькал на экранах местного ТВ и в сюжетах российской пропаганды. Правда, к тому времени он еще не знал, что является казаком.

"Легендарный Батя"

Впервые Дремов всплыл в качестве руководителя террористов летом 2014 года в Северодонецке, где сформировал "казачий" отряд примерно в 150 человек. Летом 2014 года отряд разросся до 500 бойцов. А Дремов резко превратился из простого ополченца в "донского казака", стал носить казачью папаху, отрастил бороду и усы. В середине июня российские медиа уже называли Павла Дремова "легендарным Батей", хотя к тому времени он толком даже не успел повоевать. Так проявился не столько полководческий гений Дремова, сколько гений русских медиатехнологий. В считанные дни из никому не известного стахановского "полченця" слепили казачьего атамана и "грозного полководца". Хотя, в чем именно заключается "легендарность" бывшего стахановского каменщика, до сих пор узнать никому не удалось.

Дремов

В июне 2014 года отряды Дремова и Мозгового взяли под свой контроль пресловутый "треугольник" ЛисичанскСеверодонецкРубежное. Наряду с металлургическим Алчевском, Лисичанск с его нефтепереработкой и Северодонецк с производителем минеральных удобрений ПАО "Азот" были крупнейшими промышленными центрами Луганской области и за них стоило побороться.

На тот момент Дремов командовал "Стахановской казачьей самообороной", которая превратилась на некоторое время в Северодонецкий гарнизон, а Мозговой "держал" Лисичанск. Тогда они подчинялись непосредственно Игорю Гиркину (Стрелкову), что только подчеркивало их независимость от Луганска и особый статус их подразделений.

Однако Мозговому и Дремову удерживать Лисичанск и Северодонецк удалось не долго – до второй половины июля 2014 года, пока тогдашний "министр обороны "ДНР" Игорь Гиркин (Стрелков) не покинул Славянск. В Стаханов "легендарный Батя" Дремов вернулся уже 22 июля.

Северодонецк люди Дремова бросили без боя. В Лисичанске боевики попытались оказать бойцам ВСУ сопротивление, но понесли серьезные потери в уличных боях и в итоге покинули город. Однако, несмотря на столь бесславную карьеру военачальника и отсутствие побед, Дремов с тех пор и до самой своей смерти стал считаться "легендой Новороссии" и превратился в раскрученную медиаперсону.

Отступавшие из Лисичанска боевики разделились на три ветки: Евгений Ищенко с позывным "Малыш" отошел в Первомайск, Дремов отступил в Стаханов, Алексей Мозговой — в Алчевск. Сразу после отступления в среде боевиков начались конфликты. Полевые командиры стали обвинять в неудачах на фронте друг друга. Так, Павел Дремов по прибытии в Стаханов заявил, что боевики Мозгового не воевали, а только пиарились за счет других.

В дни кровопролитных августовских сражений, когда в Украину вторглись регулярные части армии РФ и заставили ВСУ отступить, Дремов со своими людьми продолжал сидеть в относительно спокойном Стаханове и в гущу боевых действий не сунулся. В это время в захваченных казаками городах вовсю расцвело мародерство. Вчерашние обитатели бараков и трущоб — безработные, наркоманы, рецидивисты и прочий асоциальный элемент — пересели на дорогие "отжатые" автомобили, а также подмяли под себя автозаправки, магазины и рынки.

Читайте также: Беседа "по душам" с провинившимися "казаками" закончилась для Дремова плачевно

После подписания первых Минских соглашений и затишья на фронтах, Дремов окончательно освоился в роли нового хозяина Стаханова. Как оказалось, Дремов даже не подозревал, как формируется бюджет Стаханова, какие расходы нужны на содержание города и откуда берутся деньги на это. В ноябре 2014 года в эфире "казачьего радио" он заявил:

"Когда лично я пообещал по 500 грн пенсионерам, я не представлял количество пенсионеров — 31 тысяча — 15 миллионов гривен", — сказал он.

Осенью 2014 года казаки Дремова участвовали в боях на Бахмутской трассе, а зимой 2015 года — в районе Дебальцево.

Дремов

Конфликты с "властью"

Той же осенью 2014 года в Стаханове остановились все предприятия и перестали выплачиваться украинские пенсии и зарплаты. В городе начался экономический коллапс. На митингах, посвященных тяжелой экономической ситуации, Дремов и его люди призывали жителей города потерпеть, а все невзгоды сваливали на "правительство ЛНР "в Луганске и "хунту в Киеве". Игоря Плотницкого и его людей, составлявшие группировки "ЛНР", Дремов откровенно ненавидел и всякий раз ругал матом в своих выступлениях. Как и Мозговой, Дремов считал, что в "ЛНР" фактически воспроизводятся бывшие украинские порядки. Кроме того, "Батя" был противником Минских соглашений, считая, что война должна продолжаться до создания так называемой "Великой Новороссии" на территории южных и восточных областей Украины. Кроме того, Дремов известен как активный антисемит. В частности, Игоря Плотницкого он называет "жидом", а минское перемирие — "уловкой еврейских олигархов".

Читайте также: "Ни о каком мире речи быть не может!"- Дремов

До поры до времени "власть ЛНР" не конфликтовала с популярным атаманом, оставляя, впрочем, без внимания его просьбу помочь Стаханову и Первомайску, в которых осенью 2014-го — весной 2015 годов сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация. Параллельно "власть ЛНР" распространяла слухи, что гуманитарная помощь, топливо и медикаменты не доставляются в эти города, так же как и в контролируемый Мозговым Алчевск, по вине самих командиров, которые "не признают ЛНР". В результате Дремов был вынужден несколько раз выступать перед жителями города, объясняя, что их проблемы возникли из-за козней и коррупцию среди верхушки "ЛНР", которая "забыла о бедах простых людей".

Таким образом, осенью 2014 года на территории Луганской области царил расцвет атаманства, каждый город контролировал свой "батька", которые устанавливал собственные законы и правила, и на свое усмотрение миловал и казнил. Конечно, каждый атаман страдал манией величия и считал себя самым главным и достойным среди себе подобных.

Кульминацией конфликта Дремова с Плотницьким стал знаменитый выступление, в котором "Батя" обвинил главаря "ЛНР" в коррупции, воровстве гуманитарной помощи и пригрозил, что имеет на него компромат на загадочной флешке. После выхода ролика в сети появилось популярное выражение "флешка Дремова". Однако до сих пор ничего конкретного о содержимом флешки общественности не известно.

Павел Дремов любил и умел говорить – его ролики с выступлениями расходились очень широко. В октябре 2014 года он сам обратился к "царю" Путину:

А в конце декабря 2014 года опубликовал знаменитое обращение казаков к президенту России Владимиру Путину и мировой общественности, в котором он обвинил Игоря Плотницкого и его окружение в контрабанде угля, связях с бывшими членами Партии регионов и хищении российской гуманитарной помощи.

Тогда же Дремов умудрился поссориться с тогдашним главным военным куратором "ЛНР", начальником штаба 58-й армии ВС РФ Сергеем Кузовлевым. Атамана не устроила необходимость заниматься военной бюрократией, сдавать массу отчетных документов, а также требование войти на правах обычной мотострелковой части в "народную милицию ЛНР".

В начале 2015 года на территории, подконтрольной боевикам "ЛНР", началась зачистка казачьих банд. Неподконтрольные Плотницкому группировки в целом были достаточно многочисленны, однако действовали они разрозненно, и были перебиты поодиночке. Николай Козицын был удален в Россию. Поскольку последний союзник Дремова, Алексей Мозговой, в апреле 2015 года вступил в "милиции ЛНР", "Бати" не оставалось ничего другого, кроме как сделать то же самое, приняв из рук Игоря Плотницкого "флаг" "6-го мотострелкового полка" в составе корпуса армии "ЛНР" (хотя у вольницы он был председателем первого казачьего полка имени Платова). Суть компромисса заключалась в том, что Дремов обязался "забыть" о своей особой позиции, а взамен ему гарантировалось сохранение казачьего статуса полка и его регулярные поставки в рамках "милиции ЛНР".

К тому же, напомним, что 1 января был сожжен из огнеметов полевой командир Александр Беднов ("Бэтмен"). 23 января был расстрелян в автомобиле казачий "мэр" Первомайска Евгений Ищенко ("Малыш"), близкий соратник Дремова. Затем, 23 мая, недалеко от Алчевска вместе с охраной был убит Алексей Мозговой, который стоял у истоков "ЛНР", а 14 июня ликвидирован еще один влиятельный казачий командир — комендант Перевальска Игорь Торгашов.

Читайте также: Пятерикова заявила, что Дремов был убит точно так же, как Беднов, Мозговой, Малыш

Поэтому после этих ликвидаций Дремов больше не высовывался. Он понял, что в любой момент может оказаться следующим и прекратил всякое видимое сопротивление.

Публичное примирение Плотницкого и Дремова состоялось в апреле на праздновании годовщины штурма здания Луганского СБУ. "Батя" получил из рук руководителя "ЛНР" орден "За мужество". Такие же награды получили 94 бойца его полка. Кстати, это был уже второй орден Дремова. Первый,"За доблесть" II степени, он получил еще в феврале 2015-го из рук "премьер-министра ЛНР" Цыпкалова.

А после убийства старого соратника Мозгового Дремов стал подчеркнуто демонстрировать преданность Игорю Венедиктовичу, которого всего полгода назад ругал "жидом" и "ворюгой". Но это ему уже не помогло.

Смерть на балу

12 декабря 2015 года последний сторонник Новороссии, который принимал участие в создании и утверждении "ЛНВ", командир 6-го отдельного мотострелкового казачьего полка народной милиции самопровозглашенной республики Павел Дремов был убит. В 13.10 на трассе Первомайск—Стаханов в автомобиле, в котором он ехал, сработала бомба. Знаменитый "ополченец" погиб, отлучившись с празднования собственной свадьбы по служебным делам.

Свадьба_Дремова

11 декабря он женился на журналистке из Санкт-Петербурга (в 2019 году стала главным режиссером Русского драматического театра имени П. Луспекаева в Луганске). В Стаханове находился штаб казачьего командира, там же отмечали бракосочетание. Банкет был запланирован на 14.00 в ресторане "Ника" возле Дворца культуры. В 13.00 кто-то передал Дремову по телефону, что его срочно вызывают в Первомайск. Между двумя городами расстояние примерно 15 км, и жених решил, что успеет съездить по делам и вернуться к столу вовремя. Чтобы сэкономить время, в путь он отправился без охраны и в праздничном костюме, рассказывают очевидцы.

Свадьба_Дремова

Свадьба_Дремова

12 декабря автомобиль Павла Дремова, "отжатый" у местного предпринимателя внедорожник, о котором до войны "Паша Локатор" мог только мечтать, взлетел в воздух. Так, по дороге на пир по случаю собственной свадьбы, "легендарный Батя", генерал-майор Казачьей Национальной гвардии Павел Дремов, не выигравший ни одной битвы, закончил свой жизненный путь.

Читайте также: Новые подробности ликвидации главаря казаков Павла Дремова по кличке "Батя"

Версии

По версии местной Генпрокуратуры, неизвестные подложили в его автомобиль бомбу, которая сработала при подъезде к автозаправочной станции. В результате машина была сильно повреждена: взрывом были сорваны все двери и крыша, разбиты стекла, сорваны сидения в салоне. Дремов скончался на месте, а его водитель — по дороге в больницу.

Через два часа после убийства представители силовых ведомств "ЛНР" пришли к выводу, что во всем виноваты украинские диверсанты. "Уже очевидно, что совершенное преступление является продолжением активизации террористической деятельности спецслужб Украины на территории ЛНР... враги, которые совершили это подлое убийство, недолго будут оставаться безнаказанными, мы уже идем по их следу", — заверил заместитель начальника "народной милиции ЛНР" полковник Игорь Ященко.

Собеседник, близкий к казакам "ЛНР", рассказал следующее:

"Не секрет, что Плотницкий и его московские кураторы не терпят инакомыслия. Всем известно, что, несмотря на договоренности, Дремов, как и казаки в целом, лишь на словах поддерживали "ЛНВ", а на самом деле ненавидели всю эту луганскую компанию".

По его словам, в Стаханове в последнее время рассказывали, что Дремов хочет "выйти из игры" и близок к отъезду в Санкт-Петербург. Накануне свадьбы он действительно ездил туда, видимо, для того, чтобы познакомиться с родственниками невесты и сыграть "первую часть" свадьбы.

Ранее также поступала информация, что на свадьбе главаря казаков "ЛНР" Павла Дремова, 5 декабря, в Санкт-Петербурге, готовился план по устранению главаря "ЛНР" Игоря Плотницкого. Позже, 11 декабря, на свадьбу, которое проходило в ресторане "Ника" в Стаханове, были приглашены соратники Дремова, которые имели оппозиционные взгляды в отношении Плотницкого, и что "во время празднования согласовывались последние детали операции против Плотницкого, но кто-то из гостей оказался предателем".

В "ЛНВ" убеждены, что убийство Дремова — дело рук Игоря Плотницкого или его окружения с "угольного лобби". "Якобы, Дремов хотел сделать так, чтобы деньги, вырученные от продажи местного угля в Украину и Россию, шли местным, а не оседали непонятно у кого в Луганске. Но желание влезть в угольные темы В ЛНР всегда жестко пресекается", – считает один из жителей Стаханова.

О том, что убийц Дремова следует искать не в Киеве, а в Луганске или в России, намекнул и другой казачий атаман Николай Козицын. По его словам, ликвидаторы боевика – это некие "шакалы в погонах".

"У меня была информация, что его ("Батю") должны уничтожить. Он отнесся к этому прохладно, не обеспокоился своей безопасностью. Машина, в которой его взорвали, была ему подарена, а мина уже была заложена в ней. За все, что там происходит, в "Луганде", за все убийства, заключения в камерах сотен казаков и простых граждан негодяи понесут ответственность", — заявил Козицын 12 декабря, сразу после инцидента возле Первомайска.

Примечательно, что в справке, которая попала в интернет по данным на конкурентов, способных навязать борьбу кандидатам от подконтрольного Плотницькому движения "Мир Луганщине" на местных выборах 2016 года Дремова называли "лидером казачьего группировки" и отмечали, что он способен организовать "массовые и силовые акции". Как вариант нейтрализации атамана авторы документа-представители движения "Луганская гвардия" – предлагали "исключительно силовой вариант".

Похоронен "атаман" Дремов на Семеновском кладбище в Стаханове (ныне Кадиевка) Луганской области.

Так или иначе, смерть Дремова подвела итоговую черту под историей луганского атаманства. И кто бы не стоял за убийством лидера ополченцев, можно с уверенностью констатировать, что теперь в "ЛНР" нет никого, кто мог бы противостоять "власти ЛНР" даже гипотетически. Вся т. н. "оппозиция" либо пала от рук неуловимых диверсантов, либо выехала в Россию.