24.05.2023, 12:01

Турецкий вопрос: Каким образом будут разблокированы суда в николаевских портах? – Александр Эйсмонт Евротерминал

Ольга Станішевська | Все новости автора
Александр Эйсмонт Евротерминал

В акваториях морских портов "Николаев" и "Ольвия", 29 грузовых торговых судов остались заблокированы в результате российского вторжения в Украину, уточнил Александр Эйсмонт, генеральный директор компании "Евротерминал". При этом, интересно отметить, что среди этих судов нет ни одного под флагом Турецкой Республики. Однако 6 из них имеют турецких судовладельцев, а одно - турецкую управляющую компанию.

Эта ситуация вызывает некоторую путаницу, особенно в свете заявления Президента Турции Раджепа Тайипа Эрдогана, сделанного 17 мая 2023 года, о договоренности с "российскими друзьями" о выходе турецких судов из этих портов. 

В ответ на запрос о дальнейшей судьбе иностранных судов в николаевском порту, начальник Николаевского филиала ГП "АМПУ" подтвердил, что большинство из них действительно не являются турецкими, но не смог прокомментировать детали предстоящего разблокирования.

Согласно данным Института Черноморских стратегических исследований, на самом деле в акваториях николаевских портов нет ни одного судна под флагом Турецкой республики. 

“Однако, 7 из них управляются или владеют компаниями с турецкой регистрацией, хоть и под флагами Палау, Либерии, Танзании, Молдовы и Барбадоса”, – уточнил Александр Эйсмонт..

Поэтому, пока остается неизвестным, как будет реализовываться договоренность Эрдогана о разблокировании николаевских портов и какие суда будут включены в соответствующий "караван". 

Многие компании-судовладельцы зарегистрированы в офшорных зонах и могут на самом деле иметь турецкие корни. Возможно, участие судна в "караване" будет определяться не только по регистрации судовладельца, но и по владельцу груза или по конечному бенефициарному владельцу оффшорной компании, владеющей судном. Это приводит нас к сложности в определении "турецкости" судов.

С учетом текущего положения дел, следующие шаги к разрешению кризиса с заблокированными судами остаются неясными. Не только остается открытым вопрос о том, как будет определено "турецкое" судно, но и то, как будет осуществляться сам процесс разблокировки.

Одна из возможных стратегий, комментирует Александр Эйсмонт, может включать определение "турецкого" судна по флагу, под которым оно ходит, по регистрации судовладельца или управляющей компании, по владельцу груза или по конечному бенефициарному владельцу оффшорной компании, владеющей судном. Однако все эти критерии могут оказаться сложными в применении, особенно учитывая сложность международных морских законов и возможные попытки обхода нормативов.

Еще один вопрос, который требует уточнения, - это судьба двух из 29 заблокированных судов, которые могут находиться в частном порту "Очаков", который в настоящее время арестован вместе с другими активами Вадима Новинского. Президент Эрдоган упомянул только порты "Николаев" и "Ольвия", но путь движения судов будет неизбежно проходить между "Очаковом" и Кинбурнской косой.

Также Александр Эйсмонт напомнил, что в ноябре прошлого года украинская сторона обратилась к партнерам по инициативе безопасной транспортировки агропродукции через Черное море с предложением продлить инициативу минимум на 1 год и присоединить к ней порт "Николаев". В начале 2023 года председатель Николаевской ОВ Виталий Ким сообщил, что морские порты Николаевской области на 90% готовы к экспорту зерна, однако без согласия россиян "зерновой коридор" не сможет функционировать.

В общем, ситуация остается неопределенной и требует дальнейшего разъяснения. Все глаза обращены на николаевские порты, где суда ожидают своего очередного хода. Вопрос о том, как будет решаться эта кризисная ситуация, остается открытым.

Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик