С 1 мая в бензине – спирт: как новая топливная реальность изменит жизнь украинских водителей

С 1 мая все автомобильные заправки в Украине начнут продавать бензин с добавлением биоэтанола – не менее 5% этилового спирта. Это не эксперимент и не альтернатива — это новая обязательная норма, кардинально изменяющая состав горючего для миллионов водителей.
Журналисты Экономической правды выяснили, зачем это делается, как работает биоэтанол и стоит ли волноваться за свой двигатель, передает Час Пик.
Что такое биоэтанол и зачем его добавляют?
Биоэтанол – это обезвоженный этиловый спирт, который в Украине чаще всего производят из кукурузы или сахарной свеклы. Его используют в качестве топливной добавки, которая имеет несколько серьезных преимуществ:
- Экология: при сгорании биоэтанол выделяет меньше вредных веществ, что уменьшает парниковый эффект и улучшает качество воздуха.
- Евроинтеграция: переход на биоэтанол – часть обязательств Украины на пути к членству в ЕС.
- Энергетическая независимость: меньше импорта нефтепродуктов = больше собственных ресурсов.
- Поддержка аграриев: биоэтанол производится из украинского сырья.
- Как это смотрится в мире?
- Бензины с биоэтанолом давно стали стандартом в странах ЕС. Например, Е10 (из 10% биоэтанола) используются во Франции, Чехии, Польше, Германии, Испании, Литве, Венгрии и десятках других государств. Украина была среди последних стран Европы, где такого обязательства не было.
Будет ли это маркироваться на АЗС?
Нет. Никакой новой маркировки ждать не стоит. С 1 мая бензин с биоэтанолом будет продаваться повсюду – это новая "норма", а не опция. Исключения только для бензинов с октановым числом 98+ и нужд Минобороны и Госрезерва.
Техническая сторона: чего ждать?
Идеальной была бы ситуация, когда биоэтанол смешивали бы с бензином прямо в Украине. Но из-за угрозы российских атак на нефтебазы трейдеры не рискуют — 90% бензина будут поступать уже смешанным с ЕС.
Это, к сожалению, пока не дает выиграть отечественным производителям биоэтанола, и вряд ли снизит энергозависимость в ближайшее время.
Качество и контроль: стоит ли бояться?
Контроля как такового пока нет. Соответствующие процедуры проверки и даже протокола о нарушениях еще не утверждены. Как следствие, проверять, действительно ли добавлен биоэтанол и в каком качестве фактически будет сам потребитель.
"Нет методики, специалистов, средств", - признаются в АЗС-сетях.
Вредно ли это для автомобиля?
В Европе на таких смесях ездят уже больше 15 лет. Биоэтанол заменяет вредные октаноповышающие примеси на более безопасные. Но есть один важный нюанс — биоэтанол гигроскопичен, то есть впитывает влагу.
Если горючее хранится в резервуарах с водой, ржавчиной или загрязнениями – смесь расслаивается и теряет свои свойства. А это уже может влиять на работу двигателя, особенно в автомобиле, чувствительных к качеству горючего.
Что с ценами?
Цены вырастут, но не критично — в пределах 50–80 копеек на литре. Это связано с тем, что производители в ЕС должны перенастраивать оборудование для создания Е5, который там уже не является стандартом.
Впрочем, аналитики надеются, что снижение мировых цен на нефть позволит компенсировать удорожание, и водители этого просто не заметят.
Чего ждать в ближайшие месяцы?
По прогнозам экспертов, май и июнь станут месяцами адаптации и жалоб. На качество, на технические сбои, отсутствие контроля. Технологическая культура обращения с биотоплива требует ресурсов, персонала и ответственного подхода, а с этим в Украине традиционно сложно.
"Думаю, будет куча нареканий. Никто не знает, где случится "штанга". Но мы должны пройти этот путь", - резюмирует аналитик Сергей Куюн.
Читайте также:
Стало известно, в каком регионе живет наибольшее число украинских миллионеров
Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик. |
![]() |