vchaspik-global-message
 
to home
15:02, 26.02.2014

Законопроект об отмене нормативного акта о регистрации Компартии Украины - пример полной юридической безграмотности

25 февраля 2014 года отдельные народные депутаты Украины зарегистрировали в Верховной Раде Украины проект постановления об отмене нормативного акта о регистрации Коммунистической партии Украины.

Законопроектом №4275 предлагается Министерству юстиции Украины принять соответствующие меры относительно отмены нормативного акта от 5 октября 1993 года №505 о регистрации Коммунистической партии Украины, с момента вступления в силу Конституции Украины, а также обеспечить отмену нормативных актов Министерства юстиции Украины о регистрации других политических партий, уставные документы которых противоречат положениям статей 36, 37 Конституции Украины.

Компартия Украины обращает внимание на полную юридическую безграмотность авторов указанного проекта постановления, поскольку он не соответствует Конституции и Законам Украины, в частности, «О политических партиях в Украине».

В частности, статьей 4 Закона устанавливается равенство политических партий перед законом. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещено выделять в своем отношении определенные политические партии или предоставлять им привилегии, а также содействовать политическим партиям, если иное не предусмотрено законом, в осуществлении их деятельности.

Статья 5 Закона, которая воспроизводит содержание статьи 37 Конституции Украины устанавливает, что создание и деятельность политических партий запрещается исключительно, если их программные цели или действия направлены на ликвидацию независимости Украины; изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины; подрыв безопасности государства; незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, разжигание межэтнической, расовой или религиозной вражды; посягательство на права и свободы человека; посягательство на здоровье населения. Политические партии не могут иметь военизированных формирований.

Таким образом, противоправность проекта постановления № 4275 является очевидной, поскольку никаких вышеуказанных оснований Программа и Устав КПУ не содержат.

Согласно статье 5 Закона деятельность политической партии может быть запрещена только по решению суда. В первой инстанции дело о запрете политической партии рассматривает Верховный Суд Украины.

Других оснований и механизмов запрета деятельности партий действующее законодательство не предусматривает. Однако, депутаты вопреки действующему законодательству предложили обязать Минюст отменить свой приказ о регистрации КПУ. Итак, проект № 4275 противоречит требованиям действующего законодательства как в отношении оснований запрета политических партий, так и о порядке такого запрета.

Неконституционность запрета Коммунистической партии Украины подтверждается и решением Конституционного Суда Украины от 27 декабря 2001 года (дело №1-2/2001 №20-рп/2001), которым Суд признал не отвечающими Конституции Украины (являются неконституционными): Указ Президиума Верховного Совета Украины «О временном прекращении деятельности Компартии Украины» от 26 августа 1991 года #1435-XII (1435-12) и Указ Президиума Верховного Совета Украины «О запрещении деятельности Компартии Украины» от 30 августа 1991 года N 1468-XII (1468-12).

Указанное позволяет сделать вывод о полной юридической и фактической несостоятельности предложений, высказанных в проекте постановления № 4275.

Теги: КПУ