19.10.2016, 10:19

Что мешает принять «особый статус Донбасса»?

Сергей Владимиров | Все новости автора

facebook tweeter live rss

1 июля 2015 года Президентом Петром Порошенко был признан внеочередным и направлен в Верховную Раду Украины проект Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины» (в части децентрализации).

Первое чтение

Процедура внесения изменений в основной закон страны очень сложна и длительна. Она требует выводов ряда парламентских комитетов, заключение Конституционного суда и двух голосований народных депутатов, причем изменения будут внесены, если за Изменения в целом проголосуют не менее 300 «слуг народа».<

Первое чтение и голосование за принятие данного Закона за основу прошло 31 августа 2015 года и сопровождалось массовыми митингами в Мариинском парке, потасовками, взрывом гранаты и жертвам на ступенях Верховной Рады. Тогда изменения в Конституцию Украины поддержало 265 депутатов фракций БПП Солидарность, Народный Фронт, Оппозиционный Блок, а также групп Воля Народу и Возрождение.

Громады вместо населенных пунктов, регионы вместо областей, префекты, местные выборы на октябрь 2017 года, особый статус Донбасса

Согласно предложенных Президентом изменений систему административно-территориального устройства Украины будут составлять административно-территориальные единицы: громады, районы, регионы. Территорию нашей страны предлагают поделить на громады – самые маленькие территориальные образования, которые в совокупности будут составлять район. Крым и области станут регионами. Само понятие область предполагается вычеркнуть из обихода. Порядок создания и изменения границ всех территориальных единиц будет регулироваться, с учетом мнения жителей этой территории, дополнительным законом. То есть границы районов и областей в нынешнем виде могут не сохраниться.

Предполагается введение новой должности – ПРЕФЕКТ, который заменит глав районных и областных государственных администраций. Он будет назначаться Президентом, но подчиняться будет и Кабинету Министров. Основными функциями этого должностного лица должны стать надзор за выполнением Конституции и законодательства Украины, координация органов власти, обеспечение выполнения государственных программ.

Перспективный план формирования громад

Несмотря на то, что изменения в Конституцию не приняты, громады могут объединяться добровольно. При этом старая структура (райсоветы) полностью сохраняется.

Так в Луганской области по Перспективному плану должно быть 24 объединенные громады. Карту вы можете посмотреть здесь ]]>http://atu.minregion.gov.ua/ua/gromady-list/]]>.

Так, например, в Лисичанскую громаду, согласно плану, должны входить Мирная долина, Белогоровка, Малорязанцево, Золотаревка, Верхнекаменка, Тополевка, Шипиловка, Волчеяровка, Лоскутовка, Новодружеск, Приволье.

На базе районного центра в настоящее время действует Белокуракинская объединенная громада. При этом возникает двоевластие на одной территории - так как Белокуракинский райсовет полномочий никто не лишал. Создана также Счастьинская ромада, но в ней не провели выборы.

После осуществления децентрализации, согласно изменениям в Конституции, очередные местные выборы во всех вновь созданных территориальных единицах предполагается провести в октябре 2017 года.

И основным противоречивым положением изменений в основной закон Украины было предложено дать особый статус части Донецкой и Луганской областей в части местного самоуправления, который должен регулироваться отдельным законом.

Материя или сознание

Как уже было написано выше, для внесения изменений в Конституцию Украины необходима поддержка не менее 300 украинских парламентариев. Но таковых уже больше года нет. И вероятнее всего в ближайшее время не будет. Камнем преткновения есть особый статус, которым, кто-то хочет наделить оккупированную территорию Донбасса. Следовательно, Закон, предложенный Президентом, принят, скорее всего, не будет. В таком случае, децентрализации - конец. Есть другой вариант – убрать особый статус из Закона. Тогда придется по-новому проходить процедуру внесения изменений в основной закон. А это затянется на многие месяцы.

Получается патовая ситуация. Без поддержки народными депутатами децентрализации в Украине не может быть особого статуса Донбасса, а без принятия особого статуса не будет децентрализации. А раз так, то пылиться этому закону на полках Верховной Рады Украины придется очень-очень долго.

Теги новостей: 
facebook tweeter live rss
n