Новый Нюрнберг для Кремля: как будет работать Спецтрибунал против агрессии России

9 мая во Львове, в символический день для всей Европы, было объявлено о важной международной инициативе – создании Специального военного трибунала для наказания российской агрессии против Украины. Это событие стало результатом трехлетней борьбы Киева за справедливость и знаменует собой новый этап в международном правосудии.
Час Пик передает детали.
Во львовской ратуше собрались министры иностранных дел более десяти европейских стран во главе с верховной представительницей ЕС по внешней политике Каей Каллас. Именно здесь, в центре исторического Львова, официально заявлено о создании международного Трибунала, который должен стать аналогом Нюрнбергского процесса – но на этот раз для современного агрессора.
С самого начала полномасштабного вторжения России в 2022 году, украинские власти отмечали необходимость создания специального судебного органа, который мог бы привлечь высшее руководство РФ к ответственности за преступление агрессии. Еще 26 февраля 2022 года премьер-министр Украины Денис Шмигаль заявил, что российских лидеров ждет трибунал. Сразу после этого Украина подала иск в Международный суд ООН в Гааге, а затем появились первые расследования от Международного уголовного суда (МКС).
Однако возможности МКС оказались ограниченными: оно не может расследовать преступление агрессии, если государство-агрессор (в данном случае Россия) не ратифицировало Римский устав. Поэтому с самого начала Украина выступала за создание отдельного ad hoc трибунала – специального органа, имеющего юрисдикцию исключительно над преступлением агрессии против Украины.
До 2023 года обсуждались три возможных варианта создания Трибунала:
- Через Генассамблею ООН – но этот путь заблокировал отсутствие политической воли большинства стран-членов.
- Путем международного договора с большим количеством участников – по примеру Нюрнбергского процесса. Этот вариант считается наиболее перспективным.
- Гибридная модель, основанная на украинской юрисдикции с международным участием – неприемлема для Киева из-за риска потери международного статуса и необходимости изменения Конституции Украины (что невозможно во время войны).
Дополнительным вызовом стал дипломатический иммунитет чиновников РФ – в частности Владимира Путина, Сергея Лаврова и Николая Патрушева. Многие западные страны, включая США и некоторых членов G7, опасаются прецедента снятия иммунитета, который может иметь последствия и для них самих в будущем.
Кроме того, фактор ядерного государства также сыграл значительную роль в затягивании решений. В отличие от действий по Югославии либо Руанде, трибунал против России – это вызов беспрецедентного масштаба. Политическое изменение в США, в частности избрание Дональда Трампа и его дальнейшие санкции против МКС, тоже на время остановили процесс.
По состоянию на начало 2025 года ситуация стала меняться. Заместитель главы Офиса президента Ирина Мудра заявила, что трибунал создается в сотрудничестве с Советом Европы. Он не будет формально связан с ООН, но получит международную легитимность благодаря поддержке стран-членов Европейской коалиции.
9 мая это намерение было публично закреплено. Представители 40 государств согласились объединить усилия по запуску судебного процесса, который будет рассматривать дела о преступлении агрессии против Украины. Трибунал будет базироваться в Гааге, как и большинство международных судебных институций.
Это решение – не только юридический, но и политический сигнал. Он свидетельствует о том, что мир больше не готов оставлять преступления агрессии безнаказанными, даже если речь идет о ядерной сверхдержаве.
Основная цель Трибунала – расследование, уголовное преследование и судебное рассмотрение дел относительно высшего руководства России, ответственного за планирование, подготовку, инициирование или ведение агрессивной войны против Украины.
Премьер-министр Шмигаль подчеркнул, что за три года российской агрессии в Украине зафиксировано более 167 тысяч преступлений, включая убийства 616 детей, ранения более 1800 и депортацию не менее 19 тысяч несовершеннолетних в Россию. Эти данные станут основанием для будущих судебных дел.
Хотя Суд еще не начал работу, и создание его структуры требует времени, юридических согласований и политических договоренностей, главное уже сделано – принято коллективное политическое решение. Теперь задача украинских дипломатов и партнеров – наполнить эту рамку конкретикой, ресурсами и кадрами.
Исторический день 9 мая 2025 может стать новым отсчетом – на этот раз не победы над нацизмом, а начала юридического процесса над современным агрессором. Новый Нюрнберг – для Кремля – постепенно становится реальностью.
Читайте также:
Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик. |
![]() |