06.11.2014, 14:05

Современные художники Луганска открыли выставку в столице Украины

Для большинства из тех, кто никогда не был в Донбассе, он — лишь край шахт, терриконов и огромных промышленных предприятий, на которых работают мрачные люди. А за последние полгода этот регион окончательно лишился привлекательности. К «серости» и «убогости» сюда прибавились еще — «сепаратизм» и «ватничество».

Организаторы выставки современного искусства «ДМЗ. Идентификация», прошедшей в рамках Национального форума «Донкульт — Мистецькі надра», не только категорически не согласны с этими определениями, но и делают все, что бы сломать сложившиеся стереотипы.<

В зале гаснет свет. Перед зрителями появляется человек в военном камуфляже и балаклаве. Кто он? А главное — за кого? На его грудь проецируется маленький значок. Сейчас это сине-желтая ленточка, а через секунду — полосатая — оранжево-черная, в народе именуемая «георгиевской», еще через секунду – просто желтый круг. Как много меняется из-за цвета ленточки: один и тот же незнакомый человек за секунду становиться положительным или отрицательным персонажем. Кто-то скажет на него — «колорад», для кого-то он — «укроп».

Человек в маске рассказывает про выставку, которая вот-вот откроется. По сути, его появление и есть первый перформанс — «Хороший. Плохой. Злой».

Авторы не делятся своей позицией — какое прилагательное к какой из проекций относится. Каждый зритель сам, наверняка, для себя уже давно решил, кто для него хороший, а кто — нет.

А значок мигает не останавливаясь — по кругу. Хороший. Плохой. Злой…

Постепенно зал наполняют зрители. Некоторые — пришли посмотреть на работы своих земляков, для других — это первое знакомство с творчеством луганских художников.

- Все участники сегодняшней выставки, так или иначе, имеют отношение к Луганску, – рассказывает один из участников «Идентификации», художник Слава Бо. — Кто-то из авторов уехал из города давно, кто-то — из-за войны — совсем недавно. Но у всех там остались друзья и родственники. Для всех Луганск — родной город.

Свои работы представили восемь авторов: Мария Вдовиченко, Закентий Горобьев, Надин Хазан, Слава Бо, Никита Акопов, Юлия Звягинцева, Сергей Лиховид, Александр Чепелев.

- Изначально целью выставки было — показать Луганск, о котором почти ничего не знает остальная Украина, — рассказывает один из организаторов «Идентификации» Алексей Бида. — Современный, интеллектуальный, прогрессивный. Не советско-шахтерский, как его себе представляют многие украинцы. На мой взгляд, цель достигнута — многие с удивлением открыли для себя непознанный мир. На самом деле, Украина — огромная страна и мы, ее жители, многого о ней не знаем. Восток о западе, украинцы о крымских татарах, центр о регионах. Давайте уже наконец-то познакомимся

Внезапно в зале появляются «люди-простыни». Это начался следующий перформанс.

«Негласное присутствие погибших под обстрелами жителей города иногда становится явным, — говорится в описании проекта. — Посвящается моему другу Николаю Бахмачу, закрывшему собой своего годовалого ребенка».

Свет в зале снова гаснет. На экране — короткометражный фильм Дмитрия Дурницкого и Леси Кузьмич «Звук». Как говорят сами творцы, фильм посвящен тем, кто нашел Мир, но потерял Дом.

- Мы пытались показать и старые, и новые работы авторов, работающих в разных техниках и жанрах, – объясняет Вячеслав принцип отбора работ. — Некоторые посвящены трагическим событиям в Луганске. Но основная часть — работы, сделанные еще до войны. Правда, сейчас некоторые из них приобрели новый смысл. Например, триптих Славы Бо «Вижу. Слышу. Говорю» был сделан 2 года назад. На нем изображен сам автор. Из глаз, ушей и рта у него торчит вата. Сейчас слово «вата», внезапно, приобрело совсем другой смысл. Соответственно и работа приобрела другой подтекст.

Тем временем, художник Сергей Лиховид на глазах у зрителей строит макет города из блоков пенопласта. В странных конструкциях читается слово «Луганск».

Внезапно появляется два «робота». Один – символ будущего, другой — в виде советского автомата «Газвода» — символизирует прошлое.

Это еще один перформанс – «Битва роботов». Из-за каких-то недоразумений между ними начинается драка. И, естественно, хрупкий пенопластовый город идет в расход. Столкновение заканчивается поражением обеих сторон. У автомата «Газвода» заканчиваются монетки, необходимые ему для жизни, а человекоподобный робот, сначала пускается в победный танец, но тут же — залитый «Газводой» — ржавеет и застывает в неестественной позе.

Пересказывать выставки —дело неблагодарное. Особенно, когда речь идет о современном искусстве. Каждый зритель увидит в работах что-то свое. Участники «Идентификации» уверены, что люди искусства должны искать общие ценности, которые позволят человечеству объединиться, сохраняя при этом свое разнообразие. Именно это они пробуют донести своим зрителям.

Антон Голобородько

Теги новостей: