10.07.2024, 06:16

Сжигают последние мосты: Чиновники отбирают у переселенцев из Лисичанска, Северодонецка и Рубежного онлайн-образование

Чиновники отбирают у переселенцев онлайн-образование

Министерство образования и науки Украины выступает с инициативой переформатирования образовательного процесса для украинских детей и лишить возможности дистанционного обучения учащихся с ВОТ и внутренне перемещенных лиц. Согласно приказу МОН, который уже подписан министром образования и науки Оксеном Лисовым, дистанционное образование изъято из форм получения знаний. А это значит, под удар попадают ученики с ВОТ, которые несмотря на смертельную опасность, получают украинское образование, а также учащиеся и педагоги, покинувшие родные дома и ставшие вынужденными переселенцами. Им хотят оборвать связь с пока еще оккупированным родным домом, земляками-переселенцами, их хотят лишить надежды на возвращение...

На сайте Кабинета Министров Украины 8 июля была зарегистрирована ]]>петиция]]> о праве на образование детей-ВПЛ и отмене резонансного приказа МОН. В чем суть этого документа и почему его требуют отменить правозащитники, учителя и родители, расскажет Час Пик.

Речь идет о приказе МОН ]]>№850]]> от 13.06.2024 г. "Об утверждении Порядка и условий получения общего среднего образования в коммунальных учреждениях общего среднего образования в условиях военного положения в Украине". Этот документ отсутствует в официальных источниках, в том числе на сайте МОН, однако, несмотря на все обращения, МОН настаивает на государственной регистрации этого приказа.

Приказ предполагает существенно изменить условия работы школ, преимущественно с ВОТ, и в зоне боевых действий. Проект приказа не получил большого резонанса в обществе раньше лишь потому, что документ был направлен для ознакомления лишь заинтересованным лицам, и общественного обсуждения не проводилось. Иначе бы в МОН узнали, что против этого документа выступают все: от общественных объединений, профсоюзов и правозащитников до учителей, родителей и детей.

В чем суть новой инициативы МОН

Документ предусматривает, что основной формой получения общего среднего образования на территории, контролируемой органами власти Украины является очная (дневная) форма, в том числе с применением смешанного обучения, которая организовывается учреждениями образования, в случае соблюдения таких условий:

  • в здании учебного заведения или на расстоянии не более 500 м от него находятся объекты фонда защитных сооружений гражданской защиты;
  • материально-техническая база учебного заведения является достаточной для организации очной (дневной) формы получения общего среднего образования, в том числе с применением смешанного обучения.

В случае расположения учебного заведения на территории Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Черниговской областей (кроме временно оккупированных территорий этих областей) очная (дневная) формы получения общего среднего образования, в том числе с применением смешанного обучения может организовываться учебными заведениями в случае наличия в нем или на расстоянии не более 500 м от него защитных сооружений гражданской защиты, сооружений двойного назначения, подходящих для укрытий участников учебного процесса и материальной базы, достаточной для организации таких форм обучения, на основании:

  • решения совета обороны области и/или распоряжения руководителя ОВА;
  • решения педагогического совета учебного заведения, введенного в действие приказом его руководителя.

Если учебные заведения не соответствуют этим требованиям, они могут открывать классы с дистанционной формой обучения с минимальной наполняемостью - 20 учеников. При формировании таких классов не учитываются дети, которые получают образование по экстернатной, семейной, заочной форме обучения.

Что касается детей-переселенцев, то согласно закону учащиеся со статусом ВПЛ должны учиться по очной (дневной), в том числе с применением смешанного обучения в учреждениях общего среднего образования по месту фактического проживания. Для зачисления или переведения их в дистанционные классы родители должны подтвердить невозможность обучения по очной (дневной) форме соответствующей справкой, которая выдается при условии, если:

  • в учебном заведении по месту жительства ребенка отсутствуют свободные места;
  • в учебном заведении не обеспечивают обучение по очной (дневной) форме, в том числе с применением смешанного обучения;
  • образовательная деятельность всех учебных заведений в населенном пункте, где фактически проживает ребенок, приостановлена.

В случае отсутствия таких условий, учащиеся со статусом ВПЛ, получающие общее среднее образование в дистанционной форме в учреждениях образования, расположенных вне населенных пунктов, в которых эти ученики зарегистрированы (находятся), до начала следующего учебного года должны быть отчислены из учебного заведения или по заявлению одного из родителей переведены в другое учебное заведение для продолжения получения общего среднего образования в очной (дневной) форме, в том числе с применением смешанного обучения.

Учащиеся, находящиеся на захваченных россиянами территориях, которые несмотря на риски со стороны оккупантов, продолжают получать украинское образование, теперь могут получать образование исключительно по семейной (домашней) или экстернатной форме обучения.

Деятельность заведений общего среднего образования, которые не смогут выполнить требования по организации дистанционных классов, должна быть приостановлена.

Реакция правозащитников и родителей

Ряд общественных организаций и благотворительных фондов призвали МОН не лишать учащихся с ВОТ возможности дистанционного обучения. Они обнародовали ]]>обращение ]]>к вице-премьер-министру - министру по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Ирине Верещук, в котором говорится о рисках ограничения доступа к образованию учащихся, проживающих на ВОТ, а также о негативных последствиях, связанных с вступлением в силу приказа №850.

Среди негативных последствий называют:

  • высвобождение около 10 тысяч педагогов, которые обеспечивали обучение в заведениях общего среднего образования, которые были перемещены с ВОТ;
  • потеря доступа учащихся с ВОТ к украинской системе образования;
  • потеря Украиной связей с гражданами, находящимися на ВОТ, среди которых сегодня приблизительно 615 тыс. детей школьного возраста;
  • частичная ликвидация образовательной инфраструктуры на будущих деоккупированных территориях;
  • нарушение законодательства и необеспечение проведения консультаций с общественностью.

Как отмечают правозащитники, многие учителя-переселенцы, которые потеряют работу, несмотря на наличие вакансий на рынке труда не смогут трудоустроиться из-за большой конкуренции. Многим педагогам из числа ВПЛ придется снова менять место жительства. Кроме того, часть этих педагогов входят в кадровый резерв работников для работы на деоккупированных территориях и увольнение может быть воспринято негативно. Также существует риск возвращения таких людей на ВОТ, где оккупанты с радостью примут учителей, поскольку там наблюдается большой дефицит педагогов, при этом жизнь украинских педагогов будет подвержена риску.

В связи постепенным закрытием учебных заведений, которые были перемещены и обеспечивали дистанционное обучение, прервется связь с детьми, находящимися в оккупации, но продолжающими обучение в украинской системе образования. Потеря возможности регулярно посещать онлайн-занятия с украинскими педагогами приведет к усилению информационного вакуума и влияния российской пропаганды на идентичность и мировоззрение украинских детей в оккупации.

Кроме того, пострадают и те дети, которые находятся за границей, но получает образование в украинских заведениях.

Против нововведений выступают и родители учащихся-переселенцев, которые считают переформатирование образовательного процесса нарушением прав детей касательно выбора учебного заведения и формы получения образования.

По мнению родителей, сегодня ВПЛ - одна из самых незащищенных категорий украинцев и многим часто приходится менять место жительства, а необходимость менять школу – дополнительный стресс для ребенка. Кроме того, сложно назвать обучением процесс, когда дети в школах много времени проводят в убежищах, пережидая тревоги.

Дистанционное обучение для учащихся с Луганщины

Как ]]>отметил ]]>глава Луганской ОВА Артем Лысогор, после оккупации части региона удалось возобновить работу 85 учреждений общего среднего образования, в которых в 2023-2024 учебном году обучалось 22 990 учеников. Образовательный процесс обеспечивали 1697 педагогов и "за этими сухими цифрами стоят настоящие люди и их судьбы". По его словам инициатива МОН об изъятии дистанционного образования из форм получения знаний "неоднозначно воспринимается регионами".

"Таким образом, под удар подпадают ученики с оккупированных территорий, которые, несмотря на риски со стороны агрессора, получают украинское образование. А также педагоги, которые не изменили стране и покинули родные дома...

Эти люди, иногда дважды переселенцы, имеют право получать знания и предоставлять образовательные услуги дистанционно. Эта система – работает. Наши учителя учат детей в синхронной и асинхронной форме. Право на образование гарантировано Конституцией Украины. Не нужно ломать то, что работает", - отметил Артем Лысогор.

Украинские соцсети буквально взорвались после появления новости о принятом решении лишить детей-переселенцев возможности обучаться дистанционно. Среди тех, кто выступает категорически против, немало жителей Луганщины, в частности, ВПЛ из Лисичанска, Северодонецка и Рубежного. По словам родителей, они намеренно не меняли школу, чтобы поддержать родное учебное заведение и своих учителей, чтобы постоянно быть на связи с земляками до возвращения в деоккупированные города. По их словам, онлайн-школа для многих детей - это единственное, что связывает их сегодня с покинутым домом, с друзьями, с родными учителями.

Кроме того, родители напомнили, что многие учащиеся с Луганщины, которые обучаются онлайн, являются призерами и победителями различных олимпиад, а также могут заслуженно похвалиться высокими баллами по результатам сдачи национального мультипредметного теста. А это значит только одно - они получают качественное образование.

Многие родители из Лисичанска, Северодонецка и Рубежного до сих пор не теряют надежды, что скоро их дети смогут снова жить и учиться в родных городах и категорически против закрытия "онлайн-школы". Вот одно из мнений северодончанки - прямо, жестко, но зато честно и по делу:

Петиция

На сайте Кабинета Министров Украины 8 июля была зарегистрирована]]> петиция ]]>о праве на образование детей-ВПЛ и отмене приказа МОН №850. До конца сбора подписей осталось 90 дней, однако по состоянию на утро 10 июля петицию подписало уже более 23 тыс. человек из 25 тысяч, необходимых для рассмотрения.

Среди тех, кто уже поставил свою подпись много переселенцев из Лисичанска, Северодонецка и Рубежного. Сбор подписей продолжается. ]]>Подписать петицию]]> можно на сайте Кабмина.

Читайте также:

Скрытые махинации с недвижимостью: о чем даже не догадываются жители Лисичанска, Северодонецка и Рубежного

Квартиры уже нет, а налог платить? Что делать жителям Лисичанска, Северодонецка и Рубежного с обязательным налогом на недвижимость

"Окно помощи": где переселенцы из Лисичанска, Северодонецка и Рубежного круглосуточно могут найти полезную для ВПЛ информацию

Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик