Сазонов: Печальная картинка для России
Резкое падение цен на нефть, а теперь и на газ – не наказание России за грехи. Это первый этап жестокого лечения. Что-то вроде наркоза молотком по голове перед ампутацией шкодливых конечностей в полевых условиях.
Министерство экономического развития России предлагает для бюджета на период с 2017 по 2019 год вариант «базовый плюс», который исходит из цены на нефть 50 долл. за баррель в 2017 году и 55 долл. за баррель в 2018–2019 годах. А почему бы и не написать – бумага стерпит. Бумага стерпит и куда более грубое отношение, а тут просто какие-то цифры, которые не имеют принципиального значения.<
Самое смешное, в России прекрасно понимают, что изобретать велосипед для приведения в чувство взбесившейся страны с имперскими амбициями Запад не будет. Зачем, если все отработано еще на Советском Союзе? Фанатики «русского мира» могут публиковать сколько угодно фотографий военной хроники 1945 года с подписью «Можем повторить». На самом деле – не могут. А Запад публиковать фотографии развала СССР не будет. И писать «можем повторить» не будет. Хотя очень даже может. И повторит. Уже повторяет.
Душить экономику страны, чья экономика построена исключительно на торговле нефтью и газом, будут перекрывая именно эти финансовые потоки. И не нужно никаких сложных схем, многоходовочек и военной агрессии. Все просто. Но в этот раз растягивать удовольствие никто не собирается. Бить будут сильно и сразу по всем нежным местам. То есть не только с помощью снижения цены.
По большому счету, стоимость нефти и газа на мировом рынке из вопроса номер один для России легко переходит в разряд несущественного. Если ты заперт в хранилище с грудой золота и без куска хлеба, цена и количество золота значения не имеют. Обменять его на еду просто негде. Замок надежный, двери крепкие. Именно так выглядит сейчас реальная картина.
Резкое падение цен на нефть, а теперь и на газ – не наказание России за грехи. Это первый этап жестокого лечения. Что-то вроде наркоза молотком по голове перед ампутацией шкодливых конечностей в полевых условиях. Следующий этап – переизбыток предложения на рынке углеводородов и вытеснение с него РФ. Подготовку к этому процессу можно было наблюдать еще в 2015 году, когда крупнейшие потребители наращивали запасы. Теперь пришло время демпинга и перекраивания сфер влияния.
Одним из знаковых сигналов для нефтяного экспорта из России стало сообщение о том, что польский трейдер Mercuria, крупнейший продавец российской нефти марки Urals в стране, прекратил операции с российской нефтью в порту Гданьска. Не ограничил, не потребовал снизить цену – просто сказал «прощай» и прекратил операции. Сам нефтетрейдер не прекращает работу и все его покупатели довольны – теперь компания будет использовать танкеры с нефтью из Ирана.
Представитель Mercuria сообщил Reuters, что компания по-прежнему заинтересована в польском рынке. И будет на нем работать. Но уже без России. "Разгрузка Urals из резервуаров в Гданьске – просто реакция компании на изменения рынка, и это не значит, что Mercuria планирует прекратить работу в Гданьске или в Польше", – сказал он.
И дело совсем не в политике, как сейчас пытаются представить ситуацию российские СМИ и эксперты. Просто пока РФ проедала нефтяные доходы и игралась в воинственную империю, ее конкуренты модернизировали добычу, инвестируя туда миллиарды. И снижали себестоимость. Насколько согласованными были эти действия и какова в этом процессе роль США история не то чтобы умалчивает – просто это уже история. А в реальности остался единственный факт – Россию просто выкинули с рынка.
Самое неприятное для РФ, что вернуться она уже не сможет. Теперь ближневосточные государства благодаря более низкой себестоимости их нефти имеют гораздо большие возможности демпинговать, чем РФ. И не собираются договариваться о фиксации цены. Им она не нужна. Да, они потеряют на падении цены продажи, но выиграют на росте объемов за счет сокращения присутствия России. Ничего личного, просто бизнес, новые технологии и низкая себестоимость.
А у России новых технологий нет. Во-первых, потому что их не продают и не передают из-за санкций. А во-вторых, потому что нет денег на покупку, а кредиты не дают из-за санкций. И инвесторы не готовы начинать общие проекты по этой же причине. Жестокий мир бездуховного капитализма совершенно равнодушен к так и не вставшей с колен российской экономике.
В этой ситуации последним шансом сохранить хоть какие-то поступления в бюджет для Кремля стал рынок газа. Конечно, там доходы не те, да и цена на газ с некоторым временным лагом падает вслед за нефтью, но в отсутствии красивой горничной приходится тащить в номер и дворника. Но оказалось, что и с этой стороны российскую экономику бьют тем же самым и по тому же месту. А зачем усложнять процесс?
Запас прочности у российского газового экспортера «Газпром» просчитывается достаточно просто – достаточно сравнить экспортную цену и внутреннюю. Цены на газ в долгосрочных контрактах «Газпрома» частично привязаны к ценам на нефть, так что в 2016 г. экспортный нетбэк (85 долл. за 1000 куб.м) превысит внутренние цены (55 долл. за 1000 куб.м) только в 1,5 раза. В Кремле рассчитывали исключительно на то, что европейская цена на газ достигнет дна в 2016 году и пойдет вверх. Но тут на сцену вышли американцы и их союзники.
Спецпосланник госсекретаря США по международным энергетическим вопросам Амос Хохштайн в интервью EurActiv Slovakia рассказал, что американские компании готовы бесплатно построить в Европе плавучие установки для приема сжиженного природного газа ради того, чтобы заключить долгосрочные контракты и потеснить "Газпром" на европейском рынке. Бесплатные терминалы и газ по цене ниже российской – это как раз то предложение, от которого невозможно отказаться. Предложение американских корпораций действительно роскошное. Цитирую Хохштайна: "Мы дадим вам плавучую установку бесплатно, если вы согласны покупать у нас газ в течение пяти лет".
Естественно, в ЕС его приняли. Уже идет строительство такой установки возле северо-восточного побережья Греции. Оттуда газ будет поставляться в Болгарию и далее в Румынию и Сербию. Еще одну установку построят на хорватском острове Крк. Через нее будут снабжаться Словения, Венгрия и Украина. Хотя, у Украины есть свое мнение на этот счет. Если установка бесплатно, а цена хорошая – почему бы не поставить еще одну, например в районе Одессы? Как ни крути, но среди покупателей «Газпрома» наша страна с ее устаревшими технологиями в промышленности была самым крупным клиентом. То есть и для американцев этот рынок очень интересен. Ну и экспортные трубопроводы у нас тоже имеются в наличии.
Вообще для того, чтобы нокаутировать «Газпром» достаточно тех двух установок, которые уже строят. Ну а если получится поставить третью в Украине, России придется закачивать газ обратно в скважины. Потому что на Западе он будет уже не нужен. Как и в предыдущем случае, дело уже не в цене. И «Газпрому» нет смысла подсчитывать, сколько он потеряет на падении в 20 долларов. Он теряет рынок и покупателей, а не часть прибыли на старых объемах.
Общая годовая потребность всей Европы составляет около 400 млрд куб.м. Американцы сразу обещают более 100 млрд куб.м. И непрерывный рост объема до 2020 года. Аналитики Fitch уже заявили, что в ближайшие три-четыре года на европейский рынок хлынет рекордный поток СПГ - более 180 млрд куб.м в год. Новые заводы по его производству откроются не только в США, но и в Австралии и Катаре. Плюс Норвегия со своими поставками. Плюс внутренняя добыча европейских стран, в том числе и Украины. И все это на фоне развития энергосберегающих технологий, благодаря которым потребление газа в Европе ежегодно сокращается и эта тенденция навсегда.
Вот такая печальная картинка. Для России, естественно.
Кирилл Сазонов