08.10.2016, 12:32

Ученые говорят: предел человеческой жизни 120 лет

Микола Молодецький | Все новости автора

Продолжительность жизни человека может иметь естественную границу и очень маловероятно, что удастся ее превысить. Так предполагает мировой анализ демографических данных опубликованный в журнале "Nature".

Максимальная зафиксированная продолжительность жизни человека составляет 122 года. Столько прожила француженка Жанна Кальман, которая умерла в 1997 году.<

Можно ли жить дольше? Некоторое время казалось, что продолжительность человеческой жизни может не иметь верхней границы. Средняя продолжительность жизни и максимальный возраст на момент смерти в XX веке постоянно возрастали.

Однако эта тенденция была изменена в последние десятилетия, и выживаемость людей, старше 100 лет, резко упала. Конец мечты о том, чтобы дожить, скажем, до 150 лет? Все указывает на то, что да.

Американские ученые, используя сведения Базы Данных по Смертности (Human Mortality Database), указали на то, что период наибольшего роста человеческой жизни уже давно пройден. Он был на максимуме приблизительно в 1980 году. Авторы сосредоточились на данных из реестров Франции, Японии, Великобритании и США - стран с наибольшим процентом людей-долгожителей. Анализу подвергли максимальный возраст на момент смерти жителей этих государств.

С помощью Международной Базы Долголетия, ученые доказали, что возраст на момент смерти перестал расти примерно в то же время, когда закончилась жизнь Жанны Кальман. С тех пор никому не удалось прожить дольше. Авторы предполагают, что эти 122 года могут быть естественной границей человеческой жизни.

Теперь уже только падает

Средняя продолжительность жизни человека в большинстве стран росла стабильно и быстро в течение последних 150 лет. В 1990 году предполагалось, однако, что этот рост со временем будет замедляться. Максимальная продолжительность жизни тоже росла, но, вероятно, достигнут верхний предел. Обсуждение границ жизни человека продолжается.

Некоторые ученые предполагают, что нет заранее установленного предела. Другие, что есть, но неизвестный нам еще технологический прогресс в будущем повлияет на процесс снижения смертности людей и приведет к дальнейшему росту продолжительности жизни. В свою очередь, другая группа ученых утверждает, что существует предел, выше которого даже с супер технологией ничего уже не изменить.

А может быть, удастся узнать, кто прав?

Ученые, представляющие работу в "Nature" предположили, что если биологического предела не существует (или его невозможно установить, используя современные методы), то должно произойти заметное увеличение продолжительности жизни в более старших возрастных группах. Иначе говоря: должно прибывать количество людей, являющихся так называемыми супердолгожителями (старше 110 лет). Эта гипотеза обоснованна, но... оказывается, не соответствует действительности. Авторы обнаружили, что в большинстве стран, которые имеют надежные данные, наибольшее увеличение продолжительности жизни в самых старых возрастных группах достигла своего пика примерно в 1980 году. С тех пор ничего не изменилось.

Более того, уменьшается также максимальная продолжительность жизни людей. Наш вид никогда не пересекал границу 122 лет. Супер долгожителей не прибывает, несмотря на то, что население во всем мире стареет. Эти два наблюдения убедительно доказывают, что человеческая жизнь, скорее всего, имеет естественный конец.

Впрочем, почему бы не иметь? Мы - раса привилегированных, но законы природы также применимы и к нам. Как пишет в комментарии к работе выдающийся специалист по вопросам долголетия профессор Ян Ольшанский из университета штата Иллинойс в Чикаго: "В условиях благоприятных, без присутствия в среде хищников, мыши живут около тысячи дней, то есть в среднем чуть более чем два года и семь месяцев. Собаки - около пяти тысяч дней, то есть почти 13 лет и семь месяцев, а люди - около 29 тысяч дней. Это 79 лет и четыре с половиной месяца".

Надежды на жизнь вечную породило предыдущее столетие. В ХХ веке средняя продолжительность жизни выросла на... 30 лет! Но это средняя, и имеет мало общего с замедлением темпа старения.

Мы подчиняемся этому процессу так же, как и раньше, нам просто удалось в прошлом веке уменьшить смертность детей. Теперь уже молодые люди не умирают, смерть перешла к возрастной группе 65-95 лет.

Профессор Ян Виг, один из ученых из Медицинского колледжа Альберта Энштейна (Albert Einstein College of Medicine), сказал Би-Би-Си: "Статистически мало людей, которые живут более 105 лет. По нашему мнению, впервые в истории удалось увидеть, как далеко простирается наша жизнь. Для большинства этот потолок, это даже не 122 года, а около 115 лет".

Без дальнейших биомедицинских прорывов средняя продолжительность жизни не сильно подрастет. Также не будет прибывать долгожителей. Тенденция в конечном счете остановится (некоторые, однако, считают, что люди снова будут умирать молодыми из-за заболеваний).

Но не все ученые в этом убеждены. Профессор Леди Линда Партридж, директор Института Здорового Старения в UCL, подчеркивает, что ученые лишь показали, что ограничение продолжительности жизни "должно логически существовать", и что работа описывает только то, что происходит, но не то, что когда-нибудь произойдет". Другие заявляют, что Американцы показали, как долго живет сегодня человек. Больше ничего.

Ключевой вопрос звучит, однако, так: сколько еще мы можем добавить к средней (а также максимальной) продолжительности жизни, благодаря медицинской технике или максимальную продолжительность жизни определяют гены?

"Это маловероятно. Универсальная генетическая программа, которая непосредственно вызывает старение и смерть, не должна существовать, потому что развитие ее в ходе эволюции бессмысленно. А эволюция слишком рациональна, чтобы делать такие ошибки", - пишет профессор Ольшанский.

Бомба замедленного действия

Почему это не имеет смысла?

Потому что это означало бы, что в каждом из нас есть генетическая бомба замедленного действия, предназначенная для уничтожения нас в возрасте 122 лет.

"Это как если бы производитель автомобилей, установил в них, за огромные деньги, взрывное устройство, которое бы взрывалось, когда автомобиль достигает миллиона километров. Но ведь большинство машин ездит не так много. Вывод? Жаль времени и денег на такое устройство, которое в большинстве случаев бесполезно. Это иррационально", - комментирует профессор Ольшанский.

Да, есть биологические часы, которые измеряют время с момента зачатия и рождения, но эти метрономы существуют только для того, чтобы превратить оплодотворенную яйцеклетку во взрослого человека, способного к репродукции. Итак, у нас есть определенные постоянные генетической программы роста, развития, созревания и размножения. Они являются продуктами более чем 3,7 миллиардов лет эволюции. Биологические часы, однако, не измеряют время нашей смерти. "Старение - это непреднамеренный побочный эффект работы часов, которые предназначены для поддержания жизни", - объясняют ученые.

Отсутствие точных генетических программ старения и смерти, открывает двери для не генетических вмешательств, которые могут улучшить наше здоровье и увеличить продолжительность жизни. Именно поэтому правильный образ жизни, диета и физические упражнения могут продлить нам жизнь. Или укоротить. Это единственное, что нам осталось? Вероятно, да. И нам в этом вопросе еще многое предстоит сделать.

Человечество, каким мы его знаем, приближается к естественной границе продолжительности жизни. Но не нужно так уж об этом переживать. Большинство из нас, в Украине, хотели бы дожить хотя бы до ста лет. Конечно, здоровыми. И над этим надо работать.