
Пулеметчик Михаил из 128 отдельной горнопехотной бригады, или как его называют боевые побратимы «Япончик», до недавнего времени был одним из защитников Дебальцевского направления и держал ключевые позиции на линии обороны украинских силовиков. Этому мужчине 39 лет, в мирной жизни - он земледелец из Винницкой области. С такими же трудягами он четыре месяца оборонял блокпост «Бала». За долгие месяцы противостояния блиндажи и укрепления стали для «орехов» домом. Здесь братались, прощались с погибшими, и пытались понять, почему некоторые украинцы при поддержке россиян взяли в руки оружие и начали эту бессмысленную войну.
Незадолго до выхода из Дебальцево они праздновали небольшую бескровную победу. Тогда, рассказывает Япончик, стоял туман, видимость такая, что на несколько метров вокруг - все белое, словно молоко. Бойцы на блокпосту как раз отдыхали и вслушивались в утреннюю тишину беспокойного Донбасса. Услышали рев танкового двигателя. Кто-то из ребят говорит «наш», но командир забил тревогу.
Все только и услышали «стреляйте в него!». Кто что имел под рукой из оружия, бросились бить по бронемашине. Под танк полетела граната, разрыв которой повредил гусеницу. Т-72 развернуло на месте и он съехал в овраг вблизи. Экипаж, двое местных и один россиянин, выскочил из танка. Бежать было некуда, поэтому сдались без боя.
Задержанные рассказали, что шли в колонне из шести Т-72. Один сломался и вернулся, а эти «счастливцы» - просто потерялись.
- Мы их спрашиваем, чего вы против нас воюете, а они все ту же песню, что мы бомбим их города. Просили их рассказать, какие же города мы бомбили, но кроме словоблудия - ничего конкретного, - дополнил пулеметчик 128-й.
Боец вспоминает, что танк был новенький, еще двигатель и его узлы были как только что с конвейера, в солидоле и масле. Но впоследствии в боевую машину попали вражеские мины и от техники осталась груда металлолома.
О выходе из Дебальцево говорит искренне и с грустью. Ребятам «наш» блокпост было жаль оставлять.
- Мы очень ждали обещанного перемирия, но... не получилось. Нас накрывали всем: «Градами», танками, минометами и тяжелой артиллерией. Шла на штурмы пехота. В первый день еще справлялись и отбивали атаки, но плотность огня по нам выросла невероятно быстро. Держаться дальше не было смысла, окружающие здания и укрытие было полностью уничтожено, - вспоминает Михаил.
По его словам, первой выходила разведка, которая проверила безопасность дороги. Потом двинулись основные силы. Сначала - пеше, далее в заранее оговоренной точке их ждал транспорт. Под шквальным огнем вражеской артиллерии они передислоцировались в Артемовск. Дух перевели только когда звуки разрывов мин и снарядов начали затухать уже далеко позади, а в голове лишь три слова: «слава Богу, вырвались!».
Сейчас бойцы 128 отдельной горнопехотной бригады готовятся к отпускам и восстановлению боеспособности. «Япончик» уверен, когда отдохнут и их потребует украинский народ, бойцы снова займут линию обороны и будут стоять на страже покоя и мира родной земли.