23.01.2021, 16:42

Жалобы, обращения и вопросы: как прошла первая неделя обслуживания на украинском языке

Гера Кисмет | Все новости автора
facebook tweeter live rss
мова

В Украине 16 января вступила в силу норма Закона Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", согласно которой все поставщики услуг, независимо от формы собственности, обязаны обслуживать потребителей на украинском языке.

Час Пик расскажет о том, как в действительности работает данная норма и есть ли нарушения. 

23 января уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь отчитался о том, как прошла первая неделя с момента вступления в силу ст. 30 Закона Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". Как выяснилось, не обошлось без нарушений. 

Какие области чаще всего нарушали "языковой закон"?

С 16 по 23 января в Секретариат уполномоченного по защите государственного языка поступило 195 жалоб и обращений граждан.

  • Киев и Киевская область лидируют по количеству нарушений - 74. 
  • Меньше всего жалоб поступило с южных и восточных регионов. 
  • Из Львова поступило 17 обращений.
  • Из Одессы и Харькова - по 12.

На что жалуются украинцы?

Большинство жалоб и обращений, как отметил в Facebook Креминь, касались:

  • отсутствия украинской версии сайтов интернет-изданий и сайтов интернет-магазинов (117),
  • о нарушении своих прав в сфере обслуживания заявили 34 гражданина,
  • размещения наружной рекламы на негосударственном языке - 25,
  • нарушения языкового законодательства в области образования - 4,
  • использования должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления негосударственного языка при исполнении своих обязанностей - 3.

Креминь отметил, что небольшое количество жалоб со стороны украинцев относительно обслуживания на негосударственном языке обусловлено эффективной информационной кампанией, а также масштабной разъяснительной работе. 

"Больше - это свидетельство законопослушности большинства представителей сферы обслуживания, которые, несмотря на карантин, продолжают создавать лучшие условия для граждан Украины", - отметил Креминь.

Какие вопросы возникли у граждан?

По данным отчета омбудсмена, на телефонную линию Секретариата по предоставлению дополнительной информации и консультаций обратилось около 50 человек.

Среди прочего, граждане просили разъяснить, обязаны ли представители сферы обслуживания предоставлять информацию о товарах и услугах на негосударственном языке по просьбе потребителя.

Креминь отметил, что по просьбе клиента обслуживание может осуществляться на негосударственном, но только при условии, что это приемлемо для обеих сторон. 

"Таким образом, никто не может обязать фармацевта или продавщицу обслуживать клиентов на негосударственном языке", - говорится в отчете. 

Об этом же говорил Креминь и в интервью "Сегодня", объясняя, может ли клиент требовать обслуживания на каком-либо ином языке, помимо украинского. 

"Это не означает, что запрещается общаться на других языках. Когда клиент приходит в супермаркет за продуктами, к парикмахеру подстричься или в аптеку за лекарствами, то на пороге его встретит персонал, обязанный обратиться на государственном языке. Если клиент захочет общаться на русском, венгерском, румынском - никто этого не запрещает. Главное, будет ли возможность у продавщицы или фармацевта это осуществить", - отметил омбудсмен. 

Каких результатов стоит ожидать?

В интервью "Сегодня" Тарас Креминь рассказал, что обслуживание на украинском языке поспособствует тому, что его станут чаще использовать. В конечном счете, не только те, кто предоставляют услуги, но и сами клиенты рано или поздно перейдут на государственный язык. 

"Если продавец будет общаться на украинском, а клиент - на русском, то я думаю, что они найдут взаимопонимание. Если таких продавцов будут тысячи и каждый из них будет убедительно доказывать красоту и значимость украинского языка, то поверьте, в следующий раз такой покупатель придет и будет говорить на украинском", - считает омбудсмен. 

Как оценивают украинцы успехи нововведения?

В комментариях к отчету языкового омбудсмена украинцы из нескольких регионов поделились тем, насколько изменилась ситуация за неделю. В некоторых городах, по мнению комментаторов, украинского языка действительно стало больше, но есть и те, кто считает, что пока еще видимых результатов нет. Наиболее сложная сложилась ситуация в восточном регионе, где превалирует русский язык. Особенно тяжело людям старшего возраста, которые не до конца понимают суть "языкового закона". 

Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик

facebook tweeter live rss