Дали заднюю? Запретят ли детям-ВПЛ из Лисичанска, Северодонецка и Рубежного учиться дистанционно
Новость о том, что новая инициатива МОН может лишить возможности учащихся с ВОТ и детей-переселенцев обучаться дистанционно в последние недели все чаще появляется в информационном пространстве. В сети появился проект приказа, подписанный министром образования и науки Оксеном Лисовым, в котором черным по белому написано, что дистанционное образование изъято из форм получения знаний. Команда МОН создала документ без широкого общественного обсуждения, что вызвало бурю эмоций, негатива и возмущений. После того как зарегистрированная петиция о праве на образование детей-ВПЛ за пару дней набрала необходимое количество голосов, чиновникам пришлось объясняться. Дали заднюю?
Час Пик уже писал о том, что в сети появился приказ МОН №850 от 13.06.2024 г. "Об утверждении Порядка и условий получения общего среднего образования в коммунальных учреждениях общего среднего образования в условиях военного положения в Украине". Пока этот документ отсутствует на сайте МОН, однако министерство настаивает на государственной регистрации этого приказа. В чем суть новой инициативы МОН и почему против выступили правозащитники, педагоги, родители и даже дети, читайте в нашем материале.
Среди тех, кто категорически против отмены "дистанционки" - переселенцы из Лисичанска, Рубежного и Северодонецка. Многие до сих пор надеются, что не оборвется единственная ниточка, соединяющая детей, родителей и учителей с родным домом, который пока еще находится в оккупации.
После того как зарегистрированная 8 июля на сайте Кабмина петиция уже 10 июля набрала необходимое количество подписей, Министерству образования и науки Украины пришлось давать специальное разъяснение .
Разъяснение МОН
Как отметили в министерстве, на сегодняшний день приказ не утвержден МОН и соответственно не вступил в силу. Проведен ряд непубличных рабочих встреч с общественными организациями и ОВА. Поступило немало важных предложений. И только после совместных обсуждений и наработок в проект приказа будут внесены изменения и документ будет передан на утверждение.
Приказ был подписан 13 июня, совещание по изменениям в организации получения образования в условиях военного положения с участием Вице-премьер-министра Украины – Министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирины Верещук и Министра образования и науки Оксена Лисового было проведено 11 июля. Остается открытым вопрос: стали бы чиновники дорабатывать документ, принимать замечания и предложения, если бы не общественный резонанс?
Как отметили в МОН, по результатам совещания было принято решение внедрять программы поддержки учителей. Совместно со Службой занятости ведется работа над созданием кадрового резерва учителей с выплатой средней заработной платы и подготовкой их для работы на деоккупированных территориях, а также над единственным порталом вакансий учителей.
При этом в МОН уточнили, что приказ является одним из инструментов комплексной политики "Школа офлайн", которая направлена на возвращение детей к очной учебе.
"Основным фокусом комплексной политики "Школа офлайн" является восстановление доступа к очному образованию для как можно большего количества детей там, где разрешается ситуация безопасности.
Мы понимаем, что дистанционное образование останется одной из форм обучения, поэтому еще одна наша цель – внедрение качественного дистанционного образования, отвечающего потребностям каждой категории учащихся: дети на ВОТ, дети за границей и дети, не имеющие доступа к очному образованию...", – говорится в разъяснении.
Как отметили в МОН, для детей на ВОТ необходимо создать безопасные условия и сохранить связи с украинской системой образования, и подчеркнули, что связь ученика с учителем крайне важна. А для школьников за рубежом необходимо сохранить возможность получать украинское образование.
Разъяснение МОН перекликаются с негативными последствиями, связанными с вступлением в силу приказа №850, перечисленными в обращении к Ирине Верещук, которое направили ряд общественных организаций и благотворительных фондов. А если бы не это открытое обращение, задумались бы чиновники над необходимостью "сохранения связей"?
Мнение Луганской ОВА
Как отметил глава Луганской ОВА Артем Лысогор, инициатива МОН об изъятии дистанционного образования из форм получения знаний "неоднозначно воспринимается регионами".
"Таким образом, под удар подпадают ученики с оккупированных территорий, которые, несмотря на риски со стороны агрессора, получают украинское образование. А также педагоги, которые не изменили стране и покинули родные дома...
Эти люди, иногда дважды переселенцы, имеют право получать знания и предоставлять образовательные услуги дистанционно. Эта система – работает. Наши учителя учат детей в синхронной и асинхронной форме. Право на образование гарантировано Конституцией Украины. Не нужно ломать то, что работает", - отметил Артем Лысогор.
Глава Луганщины, как и представители областей, имеющих временно оккупированные территории и общественность, стали участниками совещания с участием Ирины Верещук и Оксена Лисового, на котором обсуждались проблемные вопросы приказа №850 МОН.
"Общины области, наши учителя и родители настаивают на сохранении права получать образование дистанционно. Мы обсуждаем не просто школы – это судьбы людей и детей. Многие наши переселенцы уже дважды, а то и трижды теряли родные дома и вынуждены постоянно переезжать. Поэтому дистанционная форма образования пока единственная, которая возможна в условиях войны", - отметил Артем Лысогор.
Дали заднюю или успокаивают общественность?
Подписанная петиция, совещания чиновников, обещания выслушать все возражения и принять все предложения - совершенно не означает, что будет принято решение, которое удовлетворит общественность. Дистанционное образование будет изъято из форм получения знаний и сохранится лишь для немногочисленных категорий учащихся. Основной массе школьников из числа ВПЛ придется перейти на очную (дневную) форму обучения в учреждениях общего среднего образования по месту фактического проживания.
"Введение дистанционного формата обучения во время пандемии и его продолжение после начала полномасштабной войны были вынужденными и очень важными шагами, которые помогли нам сохранить систему образования. Но дистанционное образование не может являться долгосрочной стратегией для государства. Как показывают международные исследования, очное образование – это возможность более эффективно и качественно приобретать не только знания в конкретных дисциплинах, но и углублять мягкие навыки", - говорится в разъяснении МОН.
Успокоило ли разъяснение МОН родителей и детей из числа переселенцев? Нет. Будут ли они бороться дальше? Скорее всего, да. Собирается ли МОН давать заднюю? Видимо, нет...
Тем временем, Луганской областной военной администрацией официально вводится сбор информации об уцелевшем жилье. Переселенцам задают вопрос, готовы ли они отказаться от своих уцелевших квартир взамен на компенсацию.
Читайте также:
"Не расслабляться!": Какие штрафы "светят" дачникам в Лисичанске, Северодонецке и Рубежном
Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик. |