vchaspik-global-message
 
to home
13:13, 13.02.2014

МОН приглашает к общественному обсуждению проекта Положения об экстернате в вузах Украины

Министерство образования и науки Украины (МОН) сообщает о публикации 13 февраля 2014 года на официальном веб-сайте (рубрика «Общественное обсуждение») проекта Положения об экстернате в высших учебных заведениях Украины. 

Отметим, что многолетняя практика использования в высших учебных заведениях экстерната как формы обучения обнаружила, что нормативное обеспечение предоставления образовательных услуг на этой форме не в полной мере гарантирует выполнение требований к качеству высшего образования определенных соответствующих отраслевых стандартов.

Основные проблемные вопросы применения экстерната:

1. Отсутствие открытого конкурсного отбора на обучение экстерном, способа проведения оценки возможности обучения на этой форме, сроков зачисления и выпуска позволяет высшим учебным заведениям часто принимать субъективные решения в отношении категорий лиц, которые зачисляются на экстернат. Условия приема на экстернат по действующим нормативным документом не отвечают современным условиям приема в высшие учебные заведения, что создает юридическую коллизию в вопросах идентификации лиц, их государственной регистрации, выдачи документов об образовании и др. Вопрос перевода на обучение на экстернат и других форм его возможного применения не нормированы вообще. В большинстве высших учебных заведений, получивших разрешение на открытие экстерната, в правилах приема процедура вступления в эту форму отсутствует.

2. Анализ контингента экстернов свидетельствует, что их предыдущие образовательные достижения не всегда являются убедительным свидетельством способности получить высшее образование, особенно образовательно-квалификационного уровня специалиста или магистра по сокращенным срокам. Учебные планы и программы учебных дисциплин постоянно обновляются, изменяющиеся структурно-логические схемы подготовки, что создает особые трудности для самостоятельного изучения наукоемких дисциплин, изучение которых требует наличия у лица соответствующих интеллектуальных показателей и способности к самостоятельному усвоение сложной информации.

4. Очевидно, что затраты времени на качественное освоение учебных дисциплин самостоятельно, без методической помощи, должны быть относительно большими, что должно нормироваться и отражаться в сроках обучения. Не каждый отличник, кто обучается на дневной форме (то есть все время посвящает исключительно учебе), решается на досрочную аттестацию по большинству предметов, не говоря об их изучении в сокращенные сроки в полном объеме. Вместе с тем действующее положение об экстернате предусматривает сокращение сроков обучения, не учитывая проблемы организации учебного процесса, например, для лиц с особыми потребностями, для которых было бы целесообразным предусмотреть программы продленного обучения в режиме гибкого графика получения высшего образования.

Читайте еще: Комплексный "медосмотр" проходят поезда Интерсити+

5. Получение образовательно-квалификационных уровней специалиста и магистра предоставляет выпускникам высших учебных заведений определенные профессиональные права, объем которых определяется, в частности, теми профессиональными компетенциями, которые формируются в течение обучения. Неопределенность требований к практической подготовки экстерна, отсутствие лабораторных практикумов вызывает обоснованное недоверие к результатам обучения в части профессионально-практической подготовки со стороны работодателей, что, очевидно, негативно влияет на возможность самореализации личности, что получила высшее образование по этой форме обучения. Особенно это касается образовательно-квалификационного уровня магистра, который предусматривает изучение сложных дисциплин инновационного характера и проведения самостоятельных научных исследований, что априори не может быть реализовано без постоянного участия руководителя (консультанта), тем более в сокращенные сроки. А значит, и не каждое направление подготовки (специальность) является достижимым для полноценного освоения высшего образования в режиме экстерната.

Замечания и предложения к указанному проекту присылать в течение 1 месяца со дня обнародования проекта на электронные адреса: [email protected], [email protected]