26.02.2025, 10:15

Жителям "треугольника" придется побороться за крыши над головой: жилье отбирают через "суд" вне зависимости от места жительства и документов

квартиры лисичанск, северодонецк, рубежное

На временно оккупированной территории Луганской области “власти” разошлись настолько, что в списках “бесхозного” жилья оказалась недвижимость, владельцы которой даже из региона никуда не выезжали. Вместе с решениями об отжатии квартир местные “суды” начали получать и обжалования. 

Какие “казусы” происходят с “прихватизацией” недвижимости в оккупации - расскажет Час Пик.

Легализация “национализации” имущества

Летом 2024 года так называемый “Народный совет ЛНР” принял “закон” о “бесхозных жилых помещениях”, которым легализовал и закрепил механизм изъятия недвижимости у законных владельцев. Любая квартира может попасть в “черный список”. В таком случае, у владельцев останется 30 дней для того, чтобы доказать право собственности. Естественно, для этого нужно иметь все российские документы. 

Процесс идет полным ходом, хотя согласно российскому законодательству “переходной период”, в который можно заявить о праве собственности на жилье, должен действовать до 2028 года. Дожидаться 2028 года никто не стал. “Власти” спешат как можно быстрее отжать объекты недвижимости. Причем речь идет не только о жилых помещениях, но также и о торговых, производственных, коммунальных объектах. Объекты получают новых “хозяев”, а настоящие владельцы даже не всегда знают о том, что квартиры и дома все еще им принадлежат. 

Ситуация в городах “треугольника”

Списки “бесхозного” жилья в Лисичанске, Северодонецке и Рубежном появляются регулярно. “Лакомым кусочком” являются квартиры в домах, которые уцелели. К примеру, в Лисичанске часто в списки “прихватизации” попадают квартиры, расположенные на РТИ. Не так давно был обнародован список с квартирами по ул. Сосюры. Частный сектор никого не интересует, как и разрушенные районы (к примеру, район завода “Пролетарий”). 

Аналогичная ситуация и в Северодонецке. Регулярно в списки попадают десятки квартир. “Восстановление” не продвигается такими быстрыми темпами, как “прихватизация”. Потому что “прихватизация” очень выгодна. В частности, в Северодонецке “администрацию” интересует не только жилье, но и аптеки, кафе и даже бюро ритуальных услуг, промышленные объекты, банковские отделения. Все эти помещения получают новых “владельцев”, которые ранее никакого отношения к помещениям не имели.

Борьба за собственные квартиры

В 2025 году появилась информация о том, что “суды” в “ЛНР” начали выносить решения по недвижимости, которая попала в списки на “прихватизацию”. После решения “судебных инстанций” жилье передается в муниципальную собственность и может быть передано кому угодно. Но возникла проблема. “Власти” настолько перестарались, что в списки “бесхозного жилья” попало немало квартир, владельцы которых даже никуда не выезжали. Это наводит на мысль, что никто не анализирует, действительно ли в квартирах никто не проживает и действительно ли никто не вносит оплату за коммунальные услуги. Ни одна квартира и ни один дом в оккупации не застрахованы от “конфискации”, где бы не находились владельцы.

В итоге, “суды” вместе с решениями о передаче недвижимости в муниципальную собственность начали получать обжалования от владельцев квартир. Как оказалось, некоторые собственники находились на территории региона и просто не знали, что в 30-дневный срок должны явиться в “администрацию” с документами. 

Насколько сложна процедура обжалования, сколько времени она занимает и заканчивается ли “победой” законных владельцев - конкретных прецедентов в информационном пространстве не обнаружено. Факт один: даже если человек проживает на оккупированной территории и имеет российские документы на недвижимость, он все равно может остаться на улице или оказаться в ситуации, в которой право собственности нужно доказывать через “суды”. 

Кто-то, возможно, имеет на “суды” силы и время. А что, если речь идет об одиноких пенсионерах или людях с ограниченными физическими возможностями? Противодействовать имущественному беззаконию может далеко не каждый. И “властям” это только “на руку”. Жизнь в оккупации - это риск на каждом шагу. Ведь все что угодно может быть отнято в любой момент - не только имущество, но также свобода или даже жизнь.

Читайте также: Домой - уже никогда? Как переселенцы из Лисичанска, Северодонецка, Рубежного видят возможное завершение войны и верят ли в освобождение городов

Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик