Украина ужесточила "воздушные санкции" в отношении белорусских авиакомпаний: чем ответила Беларусь
Украина ужесточила "воздушные санкции" в отношении белорусских авиакомпаний. После 29 мая белорусские самолеты не только не смогут садиться в украинских аэропортах, но и пролетать над территорией Украины транзитом.
Из-за чего Украина пошла на этот шаг и чем отвечает Беларусь - читайте в материале Час Пик.
Кабмин закрыл воздушное пространство
С 29 мая Украина закрывает свое воздушное пространство для самолетов из Беларуси. Такое решение принято в целях обеспечения безопасности полетов и пассажиров после ситуации с самолетом Ryanair в Минске.
"В связи с ситуацией, сложившейся 23 мая 2021 во время выполнения авиакомпанией Ryanair рейса Афины - Вильнюс и в целях обеспечения безопасности полетов и пассажиров, Министерству инфраструктуры, Государственной авиационной службе вместе с государственным предприятием Украэрорух с учетом решения Кабинета Министров от 25 мая 2021 было поручено установить соответствующий запрет с 00 часов 00 минут 29 мая 2021", - говорится в сообщении Кабмина.
Правительство поручило Мининфраструктуры, Госавиаслужбе и Министерству иностранных дел проинформировать об этом соответствующие органы Беларуси. Также Кабмин нарабатывает оперативные решения для того, чтобы привлечь в Украину новые транзитные авиамаршруты.
Что этому предшествовало
Украина с 26 мая прекратила авиасообщение с Беларусью после инцидента с экстренной посадкой самолета, который следовал из Афин в Вильнюс через воздушное пространство Беларуси. Из-за сообщения о минировании борт сел в аэропорту Минска, где сразу был задержан белорусский оппозиционер Роман Протасевич и его девушка - россиянка София Сапега. Их обвиняют по нескольким статьям уголовного кодекса.
Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что задержанный Протасевич участвовал в боевых действиях на Донбассе.
Также Лукашенко заявил, что сообщение о минировании самолета Ryanair, который посадили в Минске, поступило из Швейцарии. Однако власти Швейцарии сообщили, что ничего не знают о минировании самолета и не отправляли в Беларусь сообщения на эту тему.
Реакция Евросоюза
Саммит лидеров стран ЕС постановил запретить белорусским авиакомпаниям летать в аэропорты ЕС и совершать полеты над его территорией. Так, ряд европейских авиакомпаний прекратили полеты над Беларусью.
Решение не летать над территорией Беларуси приняли, в частности, европейские Air France, Finn Air, Wizz Air, а также азиатские All Nippon Airways и Singapore Airlines.
Об аналогичных мерах сообщили правительства Польши, Латвии и Литвы. Таким образом, свободным направлением для полетов белорусской авиации остается только Россия.
Ответ Беларуси
Как сообщил торговый представитель Украины Тарас Качка, Беларусь ввела режим индивидуального лицензирования на импорт ряда украинских товаров: кондитерские изделия, шоколад, соки, пиво, плиты ДСП и ДВП, обои, туалетная бумага и упаковка, кирпич, керамическая плитка, стеклянные ампулы, сельхозтехника для посева, стиральные машины и мебель.
Данное решение утверждено постановлением Совета министров Беларуси от 26 мая № 292. Оно вступит в силу через 10 дней после публикации и рассчитано на 6 месяцев.
Пока, впрочем, о таких решениях официально белорусские власти не заявляют.
Кроме этого, Беларусь угрожает оставить Украину без бензина. Стало известно, что белорусская нефтяная компания не подтверждает поставки бензина марки А-95 в Украину в июне 2021 года.
"Сегодня нам сказали, что по А-95 поставок не будет совсем. Между тем по А-92 будет поставлен полный объем", - сообщают держатели терм-контрактов на поставку бензина от БНК.
Причины такого решения белорусов на данный момент неизвестны. Пока продолжаются переговоры. Держатели терм-контрактов отмечают, что в случае полного отказа от своих контрактных обязательств по репутации надежного поставщика БНК будет нанесен сокрушительный удар.
Как это скажется на Украине
Консалтинговая группа "А-95" предполагает, что из-за остановки поставок белорусского бензина А-95 потребителям грозит дефицит, ведь они обеспечивают в Украине около 50% рынка этой марки. Нехватку топлива может частично покрыть Литва, однако местный завод может дать не более 10-15 тысяч тонн.
Что касается режима индивидуального лицензирования, то это может фактически остановить импорт в Беларусь.
"Режим индивидуального лицензирования означает ручное управление ввозом украинской продукции в Беларусь. Правительство проводит консультации с производителями по устранению негативных последствий дискриминационных действий правительства Беларуси", - отметил торговый представитель Украины Тарас Качка.
Для справки - экспорт украинских товаров в Беларусь в 2020 году составил 1,33 млрд долларов.
Читайте последние новости Украины и мира в своем смартфоне в приложении Час Пик. |