20.11.2013, 19:35

Проверок предпринимателей будет меньше

Министерство экономического развития и торговли предлагает упорядочить количество проверок, осуществляемых Государственной инспекцией Украины по вопросам защиты прав потребителей, в зависимости от степени риска и критериев, по которым этот риск оценивается.

Для этого Минэкономразвития подготовило проект соответствующего постановления Кабинета Министров, сообщил заместитель директора Департамента развития торговли Минэкономразвития Сергей Литвиненко.<

Этот документ позволит существенно уменьшить регуляторную нагрузку на бизнес, упростит порядок организации и периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора, будет способствовать повышению эффективности сотрудничества Госпотребинспекции с субъектами хозяйствования.

«Принятие постановления, разработанного Министерством, обеспечит более эффективную реализацию прав потребителей, предотвратит попадание опасных, некачественных, фальсифицированных или контрафактных товаров на потребительский рынок, и при этом не будет дополнительно нагружать предпринимателей», — уверен Сергей Литвиненко.

Документ разработан во исполнение Национального плана действий на 2013 год по реализации Программы экономических реформ на 2013-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».

Программа экономических реформ Правительства предусматривает, в частности, введение дистанционных проверок, что позволит не отвлекать бизнес от его основного дела — создания прибыли. Сегодня, например, уже более 81% регистраторов расчетных операций (кассовых аппаратов) подключено к Системе хранения и сбора данных от регистраторов расчетных операций Министерства доходов и сборов Украины, а это 197 тысяч единиц кассовой техники.

Владельцы этой техники уже общаются с органами доходов и сборов дистанционно, поскольку вся отчетность автоматически передается серверу обработки информации Министерства.

Как отмечают эксперты, возможность дистанционного контроля за субъектами хозяйствования, которые осуществляют расчеты в наличной форме, не только сэкономит время и расходы для субъектов хозяйствования на представление отчетности, но и позволит еще больше сократить количество проверок таких плательщиков.

Главные преимущества при этом: не надо прерывать работу офиса из-за проверяющих, не нужно предоставлять оригиналы документов, тратить рабочее время персонала на общение с аудиторами. Наконец, это предохраняет от межличностных конфликтов и коррупционных рисков.

Благодаря этим и другим шагам количество плановых проверок только у Миндоходов в 2013 году сократилось на 2,5 тысячи. В то же время, практика показывает, что уменьшение количества проверок и применение дистанционных методов контроля часто тормозят сами же предприниматели. Потому что далеко не все еще, например, в малом бизнесе, ведут свою отчетность в электронной форме, что позволяет проверять ее дистанционно.

Правительственные аналитики напоминают, что летом Кабинет Министров принял постановление №752 «Об утверждении методик разработки критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), а также унифицированных форм актов, которые составляются по результатам проведения плановых (внеплановых) мероприятий государственного надзора (контроля)». Документ призван резко сократить количество проверок бизнеса. В целом, как отмечают эксперты, упрощающих регуляцию бизнеса документов за последние годы принято столько, что предпринимателям еще только предстоит научиться пользоваться ими и на законных основаниях отстаивать свои права

Поможет уменьшению административного давления на бизнес еще один разработанный Правительством законопроект №2839, который сейчас находится в Верховной Раде. Этот Закон предусматривает введение ответственности чиновников за нарушение порядка осуществления проверок, поскольку на данный момент такой ответственности, как правило, нет.

Как напоминают правительственные аналитики, недавно эксперты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации отметили значительный прогресс Украины в упрощении условий ведения бизнеса — страна поднялась в ежегодном рейтинге Doing Business сразу на 28 позиций и заняла лидирующие позиции по темпам роста в этом рейтинге за два года.

Читайте также: Темпы развития альтернативной энергетики в Украине бьют рекорды

И все же Кабинет Министров не в полной мере удовлетворен темпами преобразований, направленных на дерегулирование. «Еще много не сделано, и мы не удовлетворены тем, как происходят у нас преобразования. К сожалению, еще много у нас административного давления на бизнес. Однако рейтинг Всемирного банка — это свидетельство того, что Украина на правильном пути, и альтернативы ему нет», — подчеркнул Премьер-министр Украины Николая Азаров.

Как отмечают эксперты, сделанное в упрощении ведения бизнеса Правительством сегодня, обязательно принесет свои плоды завтра в виде повышения предпринимательской активности, которая всегда и неизменно приводит к улучшению жизни всех граждан Украины.