Житель Дебальцево: Передайте там, что б поскорее завязывали, мочи уж нет терпеть их игры
Станет ли маленький городок Дебальцево новым котлом в кровавом конфликте на Донбассе – один из главных вопросов в сегодняшней ситуации в Украине. Дебальцевский плацдарм выдвинут длинным «языком» на территорию, которую контролируют вооруженные формирования ДНР и ЛНР. Со дня на день здесь могут произойти события, которые потом либо назовут новой трагедией и предательством, либо очередной победой. Причем эти эпитеты, в зависимости от развития ситуации на фронте, будут звучать либо на стороне ДНР, либо в Украине.
Корреспондент побывал в Дебальцево и выяснил, грозит ли стать этот городок для вооруженных сил Украины подобием Иловайска.<
Если смотреть по карте, то Дебальцево сейчас напоминает полуостров – со стороны Горловки окружение может замкнуть ополчение ДНР, а со стороны Стаханова – боевики ЛНР. Сейчас по данным штаба АТО на Дебальцевском участке находится около 8 тысяч бойцов ВСУ с тяжелой артиллерией и танками. Однако ситуация на этом плацдарме сейчас не решается количественным превосходством. Как на любой войне, вопрос решается способностями и решительностью генералов и полевых командиров этой необъявленной войны.
От Славянска до Дебальцево – четыре блок-поста. Один из них сооружен возле моста через Мироновское водохранилище. Мост поврежден обстелом артиллерии. Но военные понтонеры уже навели переправу и проходящие автомобили тяжело переваливают через стальные понтоны. Когда-то гладкое шоссе автодороги «Харьков – Ростов-на-Дону» убито ухабами от проезжавших танков, кое-где встречаются свежие воронки от взорвавшихся снарядов и мин. Иногда вдоль трассы – вереницы срубленных осколками деревьев – дорога во многих местах простреливается сразу с двух сторон.
По когда-то оживленной автотрассе сейчас ездит очень мало машин. Преимущественно это военные грузовики, танки, артиллерия и редкие безбашенные местные таксисты, за большие деньги вывозящие людей из Дебальцево. Часто навстречу попадаются медицинские газели с надписью на лобовом стекле – «Груз 200».
Такса за проезд из полуосажденного города до Артемовска или Славянска – от 500 до 800 гривен. Однако и желающих подзаработать таксистов с каждым днем меньше – слишком опасно теперь стало ездить в город. Обстреливают не только город, но и подъезды к нему.
Когда я въезжаю в Дебальцево, ко мне сразу же бросается несколько местных жителей с мольбой вывезти их хоть за несколько километров отсюда. «Туда, где не стреляют! Вывезете, дадим, сколько сможем. У нас есть тысяча, согласны?» - плачет молодая женщина на перекрестке в Дебальцево. Денежный вопрос отметаю сразу. Но, к сожалению, вывезти всех я не могу. В обратный путь из Дебальцево в Артемовск беру «на борт» в свою машину семью из трех человек с ребенком. Смотался бы еще, но машина ломается на обратном пути.
В центре Дебальцево – возле райисполкома – большая толпа. В городе – катастрофа в полном смысле этого слова. Воды, электричества, связи нет больше десяти дней. «Снег растапливаем в кастрюлях на кострах. Ни телевидения, ни мобильной связи в городе нет. Можно созвониться с кем то, только если залезть на дерево или на крышу. Так и делаем. Но телефон зарядить тоже нельзя – приходим подзарядиться к райадминистрации. Продуктов нет. Приезжают иногда машины, раздают гуманитарку. Но чаще всего это крупа – ячневая и перловая. Ни сахара, ни соли, ни масла, ни спичек нет. Батареек тоже нет – греемся от костров» - плачет пенсионерка Екатерина Парфеньева из Дебальцево. К слову, многие горожане рассказывали мне о том, что они видели, как в город привозят гуманитарку – тушенку, масло, батарейки и одежду. Но им из этой «роскоши» ничего не досталось. «Кто-то ворует даже в такой ситуации. Мне всего один раз за пару месяце досталась банка тушенки. И пару раз удавалось получить несколько килограмм крупы. Это все. Ни одежды, ни продуктов, ничего народу не достается. Самое ценное, то, что можно продать, украли те, кто распределял гуманитарку» - уверяет пенсионерка из Дебальцево Светлана Дмитриева.
Город обстреливают все время – нет ни одной минуты, что бы где-то не раздавались взрывы. Ни одного окна с целым стеклом. Половина домов – со снесенными крышами, проломами в стенах. Фасады испещрены множеством осколками от снарядов. Без излишней надобности горожане стараются по улицам не ходить.
Большинство горожан большую часть суток отсиживается по подвалам. Сидят при свечах и самодельных лучинах. Бомбоубежищ в городе всего два. Однако добежать к ним успевают не все. «Сын соседки пошел поискать, может хлебушка привезли. И не прошел и трех метров – разорвало его на части снарядом. Кишки на ветках висели, собирали его по частям, что бы похоронить» - рассказывает мне житель Дебальцево, бывший шахтер Валентин Горюхин.
Оценки ситуации в городе сильно разнятся. Многие горожане клянут боевиков, но есть много и тех, кто обвиняет в своих бедах украинские войска - мол, пора им уходить. И тогда сращу стрелять перестанут.
А Местные жительницы Светлана и ее племянница Яна уверены, что город и жилые кварталы обстреливают бойцы ВСУ. Корреспондент «Вестей» беседовал с женщинами как раз во время обстрела.
Немало люлей выехали из Дебальцево, спасаясь от неминуемой смерти. Остальные – ждут своей очереди – но автобусы вывезти всех просто не успевают.
Однако много и таких, которым ехать просто некуда – их в «другой» Украине никто не ждет. «Будем здесь умирать. Нам некуда ехать. Ни денег, ни жилплощади, ни работы в других городах. Там, в Киеве, просто не знают, что такое война. А она уже на пороге – когда придут смерть и голод туда, будет поздно» - признается мне молодой парень Алексей, работавший раньше таксистом в Дебальцево. Работы у него больше нет. Как и машины, взятой в кредит, – ее в клочья вместе с гаражом разнесло прямым попаданием снаряда.
Выезжая на крайний блок-пост, где ежеминутно идет бой с напирающими боевиками ДНР, захватываю с собой парня с …кастрюлей борща. «Батяне своему хочу борща передать.. Подкормить надо – он третьи сутки без еды сидит. А уезжать не хочет – дом свой десять лет строил, как вышел на пенсию с шахты. Из-за него и я никуда не еду. Родителя бросать не могу. Так и сдохнем все здесь. Кто-то там – и в Донецке, и в Киеве, слишком заигрался в войну. Нам их проблемы до лампочки. Передайте там, что б поскорее завязывали, мочи уж нет терпеть их игры» - ругается парень.
Бойцы на блок-посту, одетые в разномастную униформу, говорят, что целый день просидели в укрытии, не поднимая головы. «Со стороны Углегорска – сильно стреляли, а потом пошли в атаку. Но штурм отбили. «Ураганы» работали, САУ и Грады". Другой боец вполголоса говорит: «Вы там передайте в Киев. Никто здесь заднюю включать не будет, но все опасаются окружения – сепары сильно давят с двух сторон. Котел может произойти. Генералы там спят, что ли? Скажите им, что бы просыпались. А то Украина кровью умоется. А трупом возвращаться домой не охота…»
На обратном пути мой автомобиль попадает под минометный обстрел – оглушительно лупит очередью по трассе прямо передо мной неведомое орудие. На дорогу прямо перед капотом ливнем падают ветки, сорванные осколками. Похоже, что кому-то очень нужна еще одна победа. Или еще одно поражение в бесконечной войне. Любой ценой.
Судя по последним действиям вооруженных отрядов ДНР, атаковавших Углегорск, полевые командиры сепаратистов поставили задачу завершить в начале февраля окружение «Дебальцевского языка», превратив его в новый котел. "У нас серьезные резервы по танкам и артиллерии. Поэтому Дебальцево скоро будет окружено. Сколько они там продержатся зависит только от их запасов продовольствия и боеприпасов» - заявил полевой командир боевиков Дмитрий Т.
Вместе с тем, украинские военные явно планируют совсем другую развязку ситуации на «дебальцевском плацдарме» - на фронт подтягиваются резервы с тяжелой техникой и артиллерией. То есть, может произойти и контр-котел – силы ДНР в Горловке могут отсечь мощным ударом с запада.
В результате сосредоточения резервных сил с обеих сторон, как у ВСУ, так и у сепаратистов есть все шансы на попадание в окружение. И дальнейшее развитие событий зависит только от решительности и талантов командиров с обеих сторон.