Житель Донецка: Настоящей России не получилось ни в Крыму, ни в Донбассе
Настоящей России не получилось ни в Крыму, ни в Донбассе: котельная в небольшом селе и будущий мост еще не дают ощущения другого государства. Что же касается "ДНР", то здесь от России только испорченный российскими гусеницами местный асфальт.
Кажется, о Крыме не помнит уже никто. Из-за постоянных боёв на линии фронта всё информационное пространство занято преимущественно сводками из Донбасса, тогда как оккупированный Крым заочно похоронили. Во всяком случае, информационно.<
О нём не спорят, нужно ли его возвращать. Не говорят, что делать с крымчанами и поддавать ли их селекции по признаку коллаборационизма, как предлагают это делать в Донбассе. Нужна ли стена на границе с полуостровом и прочее.
Кстати, в вопросе о возврате Крыма поразительно нет дискуссии, так как большинство даже не ставит под сомнение такую необходимость. Тогда как в случае с Донбассом то и дело проскальзывают лейтмотивы в духе «отгородиться», «пусть гниют», «отдать». Оно и понятно: за Крым никто ещё не проливал свою кровь.
Как бы там ни было, мне вдвойне «повезло»: мало того, что РФ оккупировала те города Донбасса, в которых живу я и мои родственники, – так ещё и вторая часть семьи живёт в Крыму, откуда раз в полгода к нам в гости приезжает моя тётя. Так что вся наша семья отрезана от Украины. В этом смысле у меня есть возможность сравнить две оккупации и понять различие тех реальностей, которые РФ строит в Крыму и в «ДНР».
Начну с того, как обстоят дела у наших друзей по несчастью. Сразу оговорюсь, что несмотря на знаменитое «денег нет, но вы держитесь» – мало кто в Крыму считает себя несчастным после аннексии со стороны России. Собственно, и аннексией это не называют.
Да, большинство не питает иллюзий, что «референдум» был под дулами российской армии, а его результаты могли приукрасить. Но это же самое большинство совершенно не против такого подхода. Как и в России, здесь любят кожаные берцы «ОМОНа» и памятники Ивану Грозному – и вообще: чем жёстче, тем лучше.
Тётя моя на «референдум» не ходила, хотя большинство её односельчан пошли и голосовали против Украины. Правда, тогда многим обещали большие надбавки к пенсии, которых так и не произошло.
Из объективных вещей, которые здесь относят к плюсам в сравнении с украинской властью: в селе построили новую котельную для школы, которую просили у украинской власти 8 лет. Решили вопрос с отоплением, всё же подняли пенсию (для всего Крыма, разумеется) в сравнение с украинской – 8 тысяч рублей против 1300 гривен, которые получала тётя до 2014 года. Кроме того, все гордятся, что строят мост через Керченский пролив и очень на него рассчитывают, так как добираться в Россию или сюда, на Донбасс, сейчас неудобно.
Когда я сказал, что наш Роман Бессмертный заверил, что мост не был построен Украиной не потому, что плохое государство, а потому, что строить его там нельзя в силу технических особенностей рельефа – тётя только улыбнулась и сказала, что стройка идёт вовсю. Кроме того, (из разряда положительного) – отремонтирован ряд пансионатов на ЮБК, а сами пляжи, с её слов, были заполнены, как и раньше. Правда, речь здесь идёт конкретно о Феодосии, где ежегодно она отдыхает.
Из негатива: взлетели цены. В одно время они превышали московские на ряд продуктов или услуг. Поднялась аренда жилья на ЮБК и, в особенности, в Севастополе. Последнее объясняется тем, что там сейчас много российских военных, у которых большие зарплаты, тогда как обычный турист часто вынужден останавливаться в хостелах или снимать комнату с ещё 2-3 людьми.
Именно поэтому, въезжая в Донецк через Шахтёрск и другие пострадавшие от войны города, для жителя тихого Крыма не ясно, как среди огарков домов могут быть такие же цены на одежду или продукты, как и у морского берега, где спокойно попивают элитный алкоголь москвичи. Кстати, москвичей тоже относят к негативу, так как гостей из Москвы в Крыму стало в разы больше, и ведут они себя вроде наших местных «ополченцев»: только у этих гранаты, а у тех – кошельки.
По сравнению с «ДНР», в Крыму – просто лёгкий ветерок пропаганды. После недели просмотров нашего местного «сепар-ТВ» («Оплот», «Новороссия», «Первый республиканский», «Юнион»), а также лицезрения физиономии Захарченко на каждом билборде – тётя сказала: «Нет, у нас, конечно, Путин на каждом столбе не висит. Что ж они брешут по телевизору, что у вас тут всё хорошо, когда пенсии с зарплатами мизерные? Новости только о том, что Украина стреляет и про театры. А о том, что жить не на что, не говорят».
Как оказалось, пытку «республиканским» телевидением не выдерживают даже крымчане, – и большую часть времени тётя смотрела привычные для неё российские телеканалы, которых здесь столько же, как и в Крыму. Они немногим лучше, но всё же.
Одним словом, из подлинно российского у нас здесь оказались только рубли. Качество продуктов тоже, как выяснилось, не сравнить с крымским. Несмотря на то, что и в Крыму, и в «ДНР» большая часть продуктов российская, в Крым они поставляются от качественных производителей за счёт цены. В «ДНР» же ситуация обратная: из-за непомерных налоговых поборов и «границы» даже с «ЛНР», продукты получают цену не за качество, а за ввоз, хотя на выходе цена примерно совпадает с крымской.
Вот и получается, что в Крыму людей кормят качественной дорогой продукцией, а в «недореспубликах» качество оседает в карманах «Ташкента», «Захара» и других персонажей, и поставки идут с российского производственного дна. Именно поэтому здесь сейчас всё большую популярность приобретают товары «республиканского» производства: они хотя бы стоят дешевле.
Но в общих чертах, настоящей России не получилось нигде: котельная в небольшом селе и будущий мост ещё не дают ощущения другого государства. Что же касается «ДНР», то здесь от России только испорченный российскими гусеницами местный асфальт.
Cергей Андреев, безработный, город Макеевка