Модернизация налоговой: от администрирования - к службе
В апреле этого года в Лисичанской налоговой инспекции завершилась реорганизация. Служба сменила название, пережила сокращение кадров и назначение нового начальника.
Процесс реформирования и модернизации в Налоговой службе Украины начался еще в 90-х прошлого века, когда совершенствовались некоторые функции и механизмы работы. В 1998 г. была создана рабочая группа по разработке и внедрению проекта модернизации налоговой службы. И в начале века нынешнего 19 октября 2001 г. Председателем ГНА Украины был утвержден Стратегический план развития государственной налоговой службы Украины до 2013 года, в котором определены основные направления модернизации.
Первая задача, которую ставят перед собой налоговики (изображение 1) - сделать так, чтобы налогоплательщики ДОБРОВОЛЬНО платили налоги. Для этого, в первую очередь, нужно было усовершенствовать налоговое законодательство и механизм начисления налогов, что было сделано принятием Налогового кодекса. Также упрощена сдача отчетности, теперь ее можно заполнить на компьютере и прислать по интернету. Еще один большой сегмент - контрольно-проверочная работа. Уже на сегодняшний день количество проверок сокращено за счет внедрения риск-ориентированной системы и стандартных процедур проверок.
Второе направление модернизации относится непосредственно к работе ГНС: обеспечение прозрачности, компетентности, предсказуемости и непредвзятости деятельности (изображение 2). В рамках этого направления появились сервисные центры, в которых налогоплательщикам оказывают различные услуги. В Луганской области в 18 из 19 инспекций функционируют Центры обслуживания плательщиков налогов.
Третье направление - создание высокопрофессиональной, информационно развитой государственной налоговой службы в Украине путем разработки и внедрения программы развития информационной инфраструктуры (изображение 3). В этом блоке есть пункт о рациональном использовании кадров. По итогам реорганизации численность работников ГНС сократилась на 324 человека. Также предусмотрено совершенствование мониторинга уплаты налогов, системы учета поступлений.
Как идет процесс модернизации в регионах?
«Налоговая инспекция в Лисичанске прошла этап реформирования, но мы не останавливаемся на достигнутом, - рассказывает Александр Легков, начальник ГНИ в г. Лисичанске. - Мы работаем в направлении модернизации налоговой службы. Одним из этапов реформирования была оптимизация количества сотрудников инспекции. Этот этап мы прошли, у нас произошло небольшое сокращение сотрудников: с 82 до 71 человека.
Также изменилась структура: четыре подразделения объединены в два.
Мы создаем лучшие условия для налогоплательщиков. Открыт центр для обслуживания налогоплательщиков, в котором можно зарегистрировать бизнес, получать консультации и т. д. Главная задача налоговой службы - существенное сокращение фискальных методов работы и превращение в сервисную службу. Как показывает практика, мы уменьшили количество плановых и документальных проверок. Так, за первый квартал их количество сократилось на 30%.
Налоговая служба применяет различные методы в работе. У нас есть автоматизированные базы данных, с помощью которых мы можем видеть риски неуплаты и минимизации налогов. На эту категорию мы и обращаем внимание. Добросовестный налогоплательщик обращается в налоговую службу только для получения консультаций, сдачи отчетности».
Увеличится ли нагрузка на сотрудников инспекции? «Это практически исключено, уверяет Александр Сергеевич. - Наша главная задача при проведении модернизации - автоматизация рабочих процессов. Что позволяет существенно сократить время на работу с документами. Применение новых методов позволяет разгрузить рабочее время инспектора или ревизора. Также снижается количество проверок, соответственно, нет дополнительной нагрузки на сотрудников, есть больше времени, чтобы предоставлять услуги налогоплательщику, осуществлять дополнительные функции в центре для обслуживания плательщиков».
Перестройка не без проблем
Конечно, в процессе реорганизации есть нерешенные пока проблемы. Главная - техническое переоснащение. Ведь практически все запланированные изменения требуют использования современной компьютерной техники и программного обеспечения, начиная с сервисных центров и заканчивая учетом уплаты налогов. Особенно сложная ситуация в региональных инспекциях, где практически всю технику пора отправлять на пенсию.
«Проблема эта есть, и в ближайшее время мы ее будем решать, - отмечает Александр Легков. - Не можем мы работать на технике, которая устарела и не принимает совсем простые программы. Мы даем свои предложения обращается за помощью в органы местного самоуправления. Я думаю, что преодолеем эти трудности».<
По информации ГНС в Луганской области, проектом сметы на 2012 год предусмотрено выделить средства в сумме 7490,00 тыс. грн. на техническое переоснащение налоговых органов Луганской области.
В начале 2012 года был опубликован Аналитический отчет о результатах седьмого этапа опроса в рамках внутреннего мониторинга, проведенного в органах государственной налоговой службы Украины с 17 по 30 октября 2011 г.
Опрошенные оценили работу в органах ГНС как сложную и интенсивную. Как причину указывают недостаточный уровень автоматизации процессов и обеспеченности техническими средствами.
Респонденты сообщают о том, что компьютерной, оргтехники, принтеров на рабочих местах недостаточно, техника давно не обновляется, поэтому приходится использовать морально устаревшую и недостаточно мощную, что негативно отражается на оперативности и объемах задач, которые выполняются. Также много отрицательных отзывов о состоянии помещений, где располагаются инспекции.
Что касается изменений в оргструктуре налоговой, то 69 % респондентов считают текущие изменения в организационной структуре неэффективными, так как сокращение персонала, в свою очередь, увеличивает нагрузку на оставшихся сотрудников, и снижает эффективность их деятельности.
Также значительное количество отрицательных ответов по блоку информационного сотрудничества. Динамика свидетельствует о неудовлетворительном состоянии информирования о нововведениях.
Как сообщают опрошенные, одной из основных причин, негативно влияющих на своевременность и качество информации, является наличие избыточного количества бумажных документов и контрольных заданий, которые дублируются между собой.
Больше всего комментариев было по вопросам оплаты труда. Существующая система материального стимулирования воспринимается опрошенными скорее отрицательно (89 %).
71 % респондентов утверждает, что размер их заработной платы совершенно не соответствует тому объему работы, который им приходится выполнять, а 56 % сообщают о готовности сменить место работы для увеличения оплаты своего труда.
Показатели по проблемным вопросам, выявленным в процессе исследований в течение 2006-2011 гг, приведены на изображении 4.