Новый удар по коррупции - введение электронных билетов в городском транспорте

Pin It
автобус

17 января 2017г. депутаты ВР Украины приняли во втором чтении закон Украины №1812 (законопроект №4121) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте». За внедрение электронного билета в городском транспорте проголосовало 265 депутатов. Закон подписан Президентом П. Порошенко 3 февраля, но вводится в действие в течение 3-х месяцев со дня опубликования, т. е. с 7 мая 2017г.

Изменения

Данный законопроект был внесен группой народных депутатов на рассмотрение ВР еще в феврале 2016г. После обсуждения в комитетах ВР и внесения изменений в текст законопроекта 17 ноября 2106 г. он был принят депутатами за основу.

]]>Законом №1812]]> на органы местного самоуправления возложено право внедрения электронного билета в городском транспорте и автоматизированной системы оплаты проезда. Местным органам власти дается время (как минимум 3 месяца) принять решение, как они будут внедрять данную систему учета у себя в городе: изучить опыт применения такой автоматизированной системы учета проезда в европейских странах, разработать механизм внедрения у себя в городе, принять решение о такой программе, найти деньги на ее выполнение.

Также в течение 3-х месяцев со дня опубликования закона Кабинету Министров Украины нужно утвердить порядок обеспечения права на бесплатный проезд с помощью электронного билета разных категорий граждан, имеющих такую льготу.

Законом №1812 внесены также изменения в ст. 135 и в ст. 229 Административного кодекса Украины.

Статью 135 Админкодекса, в которой установлены штрафы за безбилетный проезд, дополнили ответственностью за проезд без регистрации или компостирования проездного документа.

Напомним, что этой статьей штрафы за безбилетный проезд городским, пригородным, межгородским и международным транспортом, на водных суднах установлены от суммы 10-ти кратной стоимости проезда до 20-ти кратной.

Изменения в ст. 229 КоАП дают возможность принимать решения о применении административного штрафа за безбилетный проезд руководителю автотранспортного предприятия, его заместителям и контролерам.

Законом №1812 внесены изменения в закон Украины «О автомобильном транспорте», «О городском электротранспорте», «О местном самоуправлении в Украине» и в другие. Введено понятие электронного билета.

Современная реальность

Цель принятого закона №1812 – это дать законодательную возможность местным органами власти совместно с руководителями автотранспортных предприятий частной и коммунальной собственности ввести в действие, практически создать в Украине автоматизированную систему учета оплаты проезда в городском транспорте.

Хотя, примеры такой системы оплаты проезда в Украине есть. Например, проезд в метро, где пассажир покупает через кассу предприятия жетон для поездки в подземном транспорте.

В городском же транспорте Украины - автобусном, троллейбусном, в маршрутках - оплата за проезд осуществляется наличными. А билеты выдаются пассажирам только в троллейбусах.

Конечно, такая оплата проезда за наличные деньги не дает возможности руководителям предприятий, налоговым органам проконтролировать, сколько наличных получает водитель за оплату проезда и куда они расходуются.

Водитель сдает в конце дня с маршрута установленную ему фиксированную сумму на руки руководителю предприятия. Суммы на налоги, в том числе и в ПФ, водитель также сам собирает с маршрута, со своей наличной «выручки» и отдает руководству предприятия в определенный день для уплаты. Часть наличных с маршрута идет на запчасти и горюче-смазочные материалы для автобуса. Остальное – водителю на заработную плату и другие расходы.

Понятно, что в таких условиях на автотранспортном предприятии все пущено на «самотек». За состояние автобуса, окупаемость маршрута отвечает водитель. Роль руководства предприятия сводится только к сбору наличных средств с маршрутов, уплате минимальных налогов за работников, с предприятия, административных сборов и платежей за аренду помещений и земли.

Более того, в этой системе сбора наличных средств с маршрута, с автотранспорта есть и коррупционная составляющая, связывающая руководство автотранспортных предприятий с местными органами власти. Ведь суммы наличных средств с городских маршрутов собираются каждый день немалые, а билетного контроля нет!

Перспективы

То, что государство в лице народных депутатов наконец-то обратило внимание на этот поток «черного нала» в городском автотранспорте, это уже хорошо. Принятый закон и введение учета оплаты проезда через специальные терминалы (кстати, в Европе они установлены в каждом городе) даст возможность реально зафиксировать количество пассажиров в городском автотранспорте, в том числе и льготников.

В местные бюджеты будет уплачено больше налогов, которые можно будет использовать на ремонт дорог, на обустройство остановок, покупку тех же терминалов для оплаты проезда. Будет собираться реальная информация окупаемости маршрута для анализа и планирования новых городских автомобильных маршрутов.

Каждый пассажир, будет приобретать электронный билет, который будет давать ему право проезда. Покупая такой электронный билет, каждый житель города будет понимать, что его покупка зафиксирована в электронном виде системой учета, что его деньги не пойдут в «карман» коррупционера чиновника, а пойдут на развитие города, района.

Водитель не будет отвлекаться во время маршрута на прием денег за проезд. Это повысит безопасность на дорогах.

Да и сами тарифы на проезд могут быть уменьшены, стать более реальными, ведь будет четко зафиксирована сумма доходов с маршрута, и соответственно – расходов.

Сейчас же при расчетах цены за проезд в городском автомобильном транспорте используется мифический коэффициент наполняемости маршрутки, автобуса на остановках и на маршруте.

Именно поэтому внедрение такой электронной системы оплаты за проезд в городском автотранспорте крайне необходимо.

Другой вопрос, что внедрение этой системы оплаты, покупка терминалов для приема наличных стоит немалые деньги. Вот в этом и может оказать финансовую помощь Европа, украинские и международные банки. Да и в местных бюджетах украинских городов в связи с децентрализацией 2015 -2016 годов появились немалые денежные средства, их нужно умело распределять.

Закон №1812 очень необходим для развития городского автотранспорта, легализации сумм оплаты проезда в городском автотранспорте. Поэтому на его реализацию стоит обратить особое внимание местному активу общественных организаций городов Украины, чтобы проконтролировать его исполнение со стороны местных органов власти.

Сообщает: 
Час Пик